Россия,115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20.

(495) 959-66-49 (редакция),
(495) 959-66-74 (бухгалтерия),
Эл. почта: khleb@khlebprod.ru

.

 

В последнее время Правительство РФ проявляет внимание к агропромышленному комплексу страны. Была принята новая редакция Государственной программы развития сельского хозяйства регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг. Практически в каждом поручении Президента РФ к Правительству страны есть пункты, посвященные отраслям АПК. Была поставлена амбициозная задача по наращиванию экспорта сельхозпродукции.

Пристальное внимание также привлекает усиление позиций Хартии в сфере оборота сельскохозяйственной продукции, которая за 2,5 года объединила многих производителей и переработчиков сельхозпродукции.

Об отношении Российского Зернового Союза к данным изменениям рынка рассказал Аркадий Леонидович Злочевский, президент Российского Зернового Союза

Уважаемый Аркадий Леонидович, в последнее время существенно замедлилось развитие российского АПК. Если ранее сельское хозяйство было драйвером российской экономики, то теперь оно сдаёт свои позиции. Как Вы считаете, это долгосрочный тренд или временная ситуация? Что, по Вашему мнению, может послужить толчком для ускорения отечественного АПК?

– Да, ситуация непростая. Государственная поддержка в том виде, в каком она существует, не в состоянии оказывать существенного воздействия на развитие АПК. Девальвация рубля, которая ранее дала мощный толчок развитию аграрного сектора, перестала оказывать влияние. Россия добилась высоких урожаев зерновых, но несмотря на большие вложения в развитие отечественного животноводства, активного наращивания потребления зерна на кормовые цели мы не видим и, судя по всему, не увидим. В некоторых отраслях животноводства, например, в птицеводстве, мы вплотную приблизились к порогу перепроизводства. Потребление зерна на пищевые цели снижается. Из этого следует только один вывод, чтобы не обвалить внутренние цены на зерно и не обанкротить крестьян, нужно активно развивать экспорт.

Учитывая поручение Президента России В.В. Путина Правительству РФ увеличить объём экспорта продукции АПК к 2024 г. до $45 млрд, нам ясно, что основная ставка делается именно на зерновой экспорт. Задача –амбициозная, а решить её нужно в течение шести лет. Как можно этого достичь?

– В первую очередь, запланированный объём экспорта, к которому мы стремимся, должен рассматриваться как составляющая экспортно-импортного баланса. Мы должны не просто увеличить экспорт, а добиться, чтобы баланс был в нашу пользу.

Инструменты поддержки есть, и я считаю, что достигнуть указанной величины можно. Мы много сил и средств вложили в завоевание на мировом рынке позиций российского зерна. Сейчас мы наконец избавились от «черноморского дисконта». Более того, стали получать премию, т.е. на тендерах российское зерно, учитывая его качество, стали покупать за более высокую, чем у конкурентов, цену. Но есть определённая проблема – мировые рынки подразумевают жёсткую конкуренцию, и нас там никто не ждёт. Более реален постепенный прирост объёма поставляемого зерна – ежегодно около 5%, но перед нами стоит задача увеличить зерновой экспорт в 2,5 раза. Выход на другую нишу нужно кропотливо прорабатывать. Если же ставить задачу более агрессивного выхода на рынки, то есть единственный механизм – дисконтированные продажи или демпинг.

Похоже, что Вы не одобряете вариант демпинга. Это так?

– Это не простой вопрос, потому что наш демпинг традиционно оплачивается из кармана крестьян. Отказываться от дисконтированного рынка может и не нужно, но Правительству РФ необходимо проработать компенсационные механизмы покрытия потерь зернопроизводителей. Минсельхоз РФ может выступить инициатором данного процесса, но инструментарий для решения таких глобальных вопросов – в ведении государства.

– Что, по Вашему мнению, является наиболее актуальным в вопросе развития экспорта зерна на сегодняшний день?

– В настоящее время важно не потерять достигнутое. В первую очередь, это касается льготных тарифов на транспортировку зерна.

Транспортировка – постоянная проблема. Вначале, мы столкнулись с запретом на вывоз зерна из ряда зернопроизводящих регионов, затем мы плавно перешли на следующий этап – нехватка вагонов-хопперов. Постепенно решили и это. Сейчас стоит уже вопрос низкой оборачиваемости хопперов. И это нас подводит к глобальной и пока не разрешимой проблеме – к высокой зависимости от монополиста РЖД.

– Да, в настоящее время актуальна проблема стоимости логистических инфраструктурных операций, что сильно сказывается на закупочных ценах зерна у крестьян. Каковы пути решения данной проблемы?

– Стоимость отечественных внутренних перевозок значительно выше, чем у конкурентов, что отражается на конкурентоспособности российского зерна на мировом рынке.

Как любой монополист, РЖД диктует свои условия, которые мы не можем ни оспорить, ни скорректировать, а можем только принять. Железнодорожные тарифы таковы, что выгоднее становятся перевозки автотранспортом с плечом до 1500 км, несмотря на то, что за год топливо подорожало в 2 раза и были введены дополнительные затраты, например, система «Платон», тахографы и др.

Мы пытались оптимизировать автоперевозки, опираясь на опыт конкурентов. Один из наиболее перспективных вариантов – это увеличение автопоездов за счёт использования длинномеров и прицепов. Например, средняя масса автопоезда в США составляет 80 т, в Канаде – 70–80 т, а в Австралии – до 120 т. Однако ничего не вышло. В России разрешена средняя масса автопоезда не более 25 т, т.е. фактически с половинной загрузкой. И даже при таких условиях автотранспорт сохраняет конкурентоспособность. Представляете сколько стоит перевозка железнодорожным транспортом!

Большим достижением в 2018 г. стало установление нулевого тарифа на зерноперевозки из 13 регионов, что позволило оперативно снять нагрузку на внутренний рынок и дополнительно вывезти свыше 2 млн т зерна. Будет ли оставлен льготный тариф на следующий год?

– Минсельхоз РФ попытался от него отказаться, но мы прикладываем большие усилия для сохранения нулевого тарифа.

В результате проведения большой работы, в том числе и в Администрации Президента РФ, на совещании, которое состоялось 9.10.2018 г., В.В. Путин дал поручение Правительству РФ сохранить программу по установлению нулевой ставки тарифа на железнодорожные зерноперевозки.

Так, значит поддержка продолжится. Указан ли в Поручении срок действия тарифа?

– Нет, срок не оговорён. Но теперь можно не опасаться, что данная программа исчезнет. Она будет действовать, однако возникает следующий вопрос – по каким правилам?

Сейчас Минсельхоз РФ продлевает программу, сократив количество регионов с 13 до 5. Это плохо, поскольку были исключены центральные регионы, которые имели возможность вывозить зерно через балтийские порты. Нужно не сокращать, а увеличивать количество регионов и расширять их географию, концентрируясь на неликвидных регионах, в которых развито производство зерна, но нет зернопереработки. А их достаточно много.

Программа должна быть гибкой и подстраиваться под конкретный сезон.

– А как обстоят дела с маршрутизацией? Ведь мы столько лет пытаемся наладить составление маршрутов для снижения логистических затрат.

– Действительно, в это дело вложено много сил. Была создана рабочая группа при Минсельхозе РФ. На девяти элеваторах была проведена реконструкция, удлинены железнодорожные пути и осуществлены другие работы. И что теперь?! Всё это уничтожено одним распоряжением, согласно которому требования к маршрутам возросли с 45 до 57 вагонов. Теперь ни один элеватор не способен загрузить маршрут, поскольку не хватает длины путей. И решить эту проблему не получиться, поскольку банально не хватает территории. Таких элеваторов нет в нашей стране.

– А Вы обращались в РЖД с данной проблемой? Возможно ли изменить условия?

– Правила составления маршрутов были изменены для всех маршрутных перевозок, а не только для нас. Никто не обособил зерновые перевозки, исходя из того, что для них требуется специальный подвижной состав, поэтому на индивидуальный подход рассчитывать не приходится. Но мы не сдаёмся и планируем продолжить работу в этом направлении.

Хорошо. А что касается работы Хартии в сфере оборота сельскохозяйственной продукции. Как она продвигается? Что Вы ожидаете в перспективе?

– Хартия медленно, но успешно «обеляет» рынок. Российский Зерновой Союз сразу поддержал её цели и задачи, но выступил против методологии, изначально продекларированной ФНС, мы давно стоим на позиции «белого» рынка и всегда высказывались по поводу необходимости решить проблему с «серым» и «чёрным» рынками. Однако Хартия не является застывшей формой, она развивается и модифицируется. Например, нам удалось убедить ФНС в необходимости для нормальной работы зернового рынка трейдерского звена, которое планировали ликвидировать. Считаю знаковым, что и зернопроизводители и зернопереработчики выступили с единой позицией по данному вопросу.

В настоящее время идёт работа по сбору согласий участников Хартии на обнародование информации для создания «белого» списка надёжных, с точки зрение положений Хартии, предприятий.

В перспективе мы надеемся на максимальное «обеление» рынка, но при этом стоим на позиции, что нужно очень осторожно объявлять компанию виноватой в неуплате НДС на основе разрыва цепочки поставщиков. Покупатель зерна часто просто не может отследить всю цепочку, а налоговики предъявляют претензии, исходя только из предположения недобросовестности какого-нибудь из контрагентов в цепочке. Получается, что презумпция невиновности здесь не работает. В результате на ближайшие 2–3 мес вешается ярлык ненадёжного партнёра. И даже если затем клеймо будет снято, осадок остаётся, а бизнес сильно пострадает.

– Как Вы относитесь к тому, что параллельно с таким пристальным вниманием к НДС продолжает существовать ЕСХН?

Я считаю эту практику крайне вредной. Мне не понятен сам смысл ЕСХН. Если говорить о льготах, то в нём они практически не предусмотрены, единственное, что там заложено – это льгота по налогу на имущество. Но это не причина оставлять ЕСХН, который фактически является фундаментом для создания жульнических схем в сельском хозяйстве и создаёт большие проблемы переработчикам. Льгота же по налогу на прибыль в виде нулевой ставки применяется как раз к плательщикам НДС, а выиграть какие-то деньги с не начисления НДС в ЕСХН, можно только нарушая законодательство! Что касается сложностей ведения бухгалтерии, на которые ссылаются некоторые сторонники ЕСХН, то можно пользоваться услугами аутсорсинга.

В последнее время мы наблюдаем подвижки в направлении отказа от ЕСХН. И на наш взгляд, чем скорее мы от него откажемся, тем лучше будет для экономики, причём не только для переработчиков, но и для производителей сельхозпродукции.

Беседовала М. Маркова

Хозяюшка

Номера журналов

за 2012 год

На русском

English

за 2013 год

На русском

English

за 2014 год

На русском

English

за 2015 год

На русском

English

за 2016 год

На русском

English

за 2017 год

На русском

English

за 2018 год

На русском

English

за 2019 год

На русском

English

Наверх