Россия,115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20.

(495) 959-66-49 (редакция),
(495) 959-66-74 (бухгалтерия),
Эл. почта: khleb@khlebprod.ru

.

 

С.Ф. Лисовский, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию в Совете Федерации 26.03.2019 г. провёл круглый стол на тему «Проблемы и перспективы повышения качества и безопасности продукции агропромышленного комплекса. Вопросы совершенствования технического регулирования».

С.Ф. Лисовский подчеркнул важность проведения круглого стола в целях выработки конкретных рекомендаций по совершенствованию законодательства в этой сфере и напомнил, что проблема качества пищевой продукции неоднократно обсуждалась на заседаниях Комитета и на встрече Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева с членами Совета палаты Совета Федерации. По её итогам, федеральным органам исполнительной власти поручено разработать предложения по совершенствованию контроля качества пищевой продукции, питьевой воды и о наделении Роспотребнадзора полномочиями по контролю (надзору) качества продукции.

Выступившие на круглом столе высказали серьёзную озабоченность, которую вызывает ситуация с обеспечением контроля качества пищевой продукции, поскольку действующие технические регламенты устанавливают требования, прежде всего, к безопасности продукции и не регулируют её качество, показатели которого установлены в стандартах, применяющихся, как правило, на добровольной основе.

В настоящее время вступили в силу 12 технических регламентов Таможенного союза (теперь Евразийского экономического союза), регламентирующих требования для пищевой продукции, и ещё 17 находятся на различных стадиях разработки и принятия. С их принятием устанавливаются чёткие требования к показателям безопасности пищевой продукции, правилам и методам их контроля, отбора проб, к проведению государственного надзора и контроля продукции на всех стадиях её оборота – от сырья до реализации готовой продукции.

Практически вся пищевая продукция в плане безопасности контролируется системой ТР ТС, а отдельные моменты, не учтённые ранее, могут быть приняты ЕАЭС (Таможенным союзом) в качестве дополнения к уже принятому регламенту, что не противоречит системе технического регулирования.

Хуже обстоят дела с соблюдением показателей качества продуктов и сырья производителем, их контролем, анализом спроса и предложения сырья и готовой продукции на рынке, с мерой ответственности за некачественно произведённую продукцию, с борьбой с фальсификацией и контрафактом. Для этого, по мнению участников дискуссии, необходимо провести очень большую работу именно в области создания правовых условий в сфере соблюдения качества продукции, потому что Россельхознадзор и Роспотребнадзор сейчас занимаются обеспечением безопасности продукции, а её качество выходит за рамки их правового поля.

В текущих условиях произошедшей в последние годы революции в области производства пищевой продукции, приходится сталкиваться с массовой фальсификацией пищевых продуктов, однако не во всех случаях за это возлагается законодательная ответственность, поскольку появились новые технологии и вещества, которые не указаны, в СанПиНах, но несут существенную угрозу потребителям продукции. Помимо этого, создаются условия, при которых в конкурентной борьбе выживают не те предприятия, которые производят высококачественную продукцию, а компании, производящие фальсификат.

Несовершенство правовых и организационных механизмов в отношении качества продукции приводит к тому, что на российском рынке имеет место оборот продуктов, не отвечающий потребностям населения. Подробно этой теме посвятил своё выступление на заседании А.И. Гуревич, президент РСМКП. Он отметил снижение производства высококачественного зерна, например, в предыдущем 2017/2018 с.-х. году было выращено 16 млн т продовольственной пшеницы 3-го класса, что на 2 млн т меньше, чем требовалось для производства хлебопекарной муки, при том, что зерно пшеницы 1-го и 2-го класса мы практически не производим. Но при этом на внутреннем рынке присутствует до 40% контрафактной муки, вбрасываемой на рынок по демпинговым ценам, что приводит к тяжёлым последствиям и разрушает индустриальное мукомолье. Муку, качество и безопасность которой вызывают большое сомнение, выпускают кустарные мини-мельницы, часто расположенные в не приспособленных для этого помещениях, использующих устаревшую технику, работающих по упрощённой технологии, без контроля качества зерна и муки, для производства которой используется, в том числе, фуражное зерно. «Произведённая таким кустарным способом мука плохого качества, часто не безопасна и может нанести заметный ущерб здоровью граждан», – констатировал А.И. Гуревич. Однако её приобретают хлебозаводы, вынужденные таким образом снижать издержки производства, поскольку она стоит на 20–30% дешевле высококачественной продукции индустриальных предприятий.

Решить эту проблему только ужесточением ГОСТов невозможно, поскольку она носит системный характер и зависит от многих факторов. В частности, не в полной мере работает система сквозного контроля безопасности и качества сырья и пищевой продукции, существуют проблемы сырьевой базы, моральный и физический износ основных производственных фондов предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности и др.

В целом обеспечение качества и безопасности продукции агропромышленного комплекса является стратегически государственной задачей. Её решение должна обеспечить утверждённая Правительством 29.06.2016 г. за №1364-р «Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 г.», которая является, в том числе и основой для формирования национальной системы управления качеством пищевой продукции.

Система прослеживаемости пока находится в зачаточном состоянии, но уже внедрена электронная система ветеринарной сертификации «Меркурий», способная обеспечить базу для честной конкуренции в производстве и обороте продукции, сделать прозрачными и подконтрольными действия надзорных органов. На очереди – разработка и внедрение аналогичной электронной системы в обороте зерна. Минсельхоз РФ уже приступил к разработке плана мероприятий по обновлению существующей зерновой стратегии, в рамках которой будет проводится работа по выстраиванию системы прослеживаемости зерна, в том числе в целях контроля его качества.

 Участники круглого стола рекомендовали Правительству РФ ускорить подготовку и внесение в Государственную Думу ряд проектов федеральных законов, направленных на повышение защиты населения от некачественной и небезопасной продукции, на усиление противодействия обороту фальсификата.

-------------------------------------------------------------------------------------------

В Минпромторге РФ 29.03.2019 г. состоялось заседание рабочей подгруппы по импортозамещению по направлению «Машины и оборудование для мукомольно-крупяной промышленности».

В СССР в конце 70-х годов ХХ в. была принята государственная программа, предусматривающая фактически полное переоснащение мукомольной отрасли воспроизведённым по лицензии «Бюлер» оборудованием, которое на тот период был эталоном передовой научно-технической мысли. В производстве мельничного оборудования были задействованы ведущие машиностроительные предприятия оборонного комплекса СССР. Был налажен выпуск высокопроизводительного и высокотехнологичного оборудования, позволившего вывести отечественное мукомолье на передовые мировые позиции.

К моменту распада СССР большинство мероприятий по переоснащению существующих производств и строительству новых мельниц было завершено. Однако на протяжении последующих 40 лет подобных масштабных реконструкций индустриального мукомолья не производилось.

При этом следует иметь в виду, что в России традиционно под термином «импортозамещение», обычно понимается снижение зависимости, прежде всего, от европейских государств и США. Однако в нашем случае действия ближайших соседей также требуют к себе повышенного внимания. Ведь значительная часть производственных мощностей по выпуску мукомольного оборудования, бывшая в период выполнения государственной программы отечественной, оказалась на территории новообразованных государств и ныне относится к импортной. Заместить же утраченные производства отечественными, базирующимися на территории современной России, никто не позаботился.

На освободившийся рынок мукомольного оборудования «хлынула» продукция турецких производителей, а также машиностроителей из ближнего зарубежья, в первую очередь Украины, сохранившей в значительной степени своё машиностроение, а, главное, Китая, стремящегося занять лидирующие позиции в мире и наладившего выпуск оборудования, сравнимого по качеству с ведущими мировыми производителями, но по более низким ценам.

В этих сложных условиях особую остроту приняли вопросы скорейшей разработки и создания современных отечественных комплексов мукомольного оборудования, отвечающих современным требованиям и способных удовлетворить российских мукомолов. К сожалению, речь о разработке какой-либо специальной государственной программы, аналогичной той, что была принята в СССР в 60–70-х годах, не идёт. Внедрение новых разработок предполагается осуществлять в высококонкурентной борьбе с ведущими мировыми производителями на рыночных условиях.

Однако борьба в этих условиях с устоявшимися, занявшими свою нишу и успешно работающими заводами, оказалась крайне сложной. Одними лозунгами сложно убедить собственников предприятий в необходимости покупать исключительно российское, необходимо предложить им отечественные разработки, конкурентные по цене и не уступающие по качеству.

С этой целью в 2018 г. под эгидой Минпромторга РФ и при активном содействии Минсельхоза РФ, была создана рабочая подгруппа по мукомольному и крупяному оборудованию, в состав которой вошли представители производителей оборудования, ведущих мукомольно-крупяных предприятий отрасли, научных учреждений, профессиональных объединений, занятых в переработке зерна и смежных направлениях.

В марте 2019 г. было проведено первое в этом году заседание рабочей подгруппы, на котором, помимо организационных вопросов (Утверждения состава рабочей группы и графика работы рабочей подгруппы на 2019 г.), основное внимание было уделено вопросам состояния, актуальным проблемам обеспечения мукомольно-крупяной отрасли оборудованием отечественного производства и основным направлениям их решения, а также развитию взаимодействия между предприятиями мукомольно-крупяной отрасли и российскими предприятиями машиностроения на 2019 г.

В ходе обсуждения повестки дня развернулась дискуссия, в которой приняли участие собравшиеся.

Руководство рабочей подгруппы в лице её председателя, вице-президента РСМКП, приглашает представителей мукомольно-крупяной отрасли принять активное участие в дальнейшей работе группы и высказать свои предложения, пожелания и рекомендации, направляя их по электронной почте в адрес РСМКП (Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).

Хозяюшка

Номера журналов

за 2012 год

На русском

English

за 2013 год

На русском

English

за 2014 год

На русском

English

за 2015 год

На русском

English

за 2016 год

На русском

English

за 2017 год

На русском

English

за 2018 год

На русском

English

за 2019 год

На русском

English

Наверх