Россия,115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20.

+7 (495) 959-66-49 (редакция/бухгалтерия),
Эл. почта: khleb@khlebprod.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО О ЗЕРНЕ, МУКЕ И ХЛЕБЕ

Image

Российский союз пекарей

Информационное сообщение 15.05.2015

Постановлением Правительства РФ от 3.08.2001 г. № 580 «Об утверждении Правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» предусмотрено, что государственные закупочные и товарные интервенции осуществляются путём проведения торгов на биржах, имеющих лицензию на организацию биржевой торговли и отобранных на конкурсной основе Министерством сельского хозяйства России по договорам, заключённым с ними агентом.

По решению Правительства РФ, возможно использование запасов интервенционного фонда без проведения торгов на биржах.

Видимо этим руководствовалось Правительство РФ, когда выделяло 400 тыс. т зерна Москве и до 305 тыс. т зерна Московской области.

А была ли в этом необходимость?

По мнению Российского Союза мукомольных и крупяных предприятий, принимать такое решение не было никаких оснований, так как в 2014 г. в России был получен хороший урожай зерна и все потребители имели возможность закупки необходимых объёмов на открытом рынке зерновых.

И, если формально Правительство РФ имело право выделить зерно отдельным субъектам федерации из запасов интервенционного фонда страны без проведения торгов, то факт выделения этого зерна по ценам его закладки в интервенционный фонд, которые в 2 раза ниже действующих рыночных цен, полностью противоречит положениям Закона о конкуренции.

Хочется надеяться, что целью принятия такого решения являлось создание условий для гарантированного обеспечения населения московского региона хлебом и хлебобулочными изделиями, а не индивидуальная финансовая помощь отдельным участникам рынка за счёт государственного бюджета и с убытком для него.

Всем известно, что необходимым условием повышения эффективности работы мукомольных предприятий, как и любых других хозяйствующих субъектов, является устойчивая, стабильная их работа и конкурентоспособность. Но что делать, если конкурентоспособность предприятия резко снижается в результате необоснованного решения, принятого на государственном уровне? Ведь совершенно ясно, что принятое решение о выделении зерна без торгов по демпинговым ценам нарушает закон Российской Федерации «О защите конкуренции» и приведёт к неконкурентоспособности и убыточности значительного числа мукомольных предприятий Центрального и Северо-Западного регионов, поставляющих муку в Москву.

Следует напомнить, что в связи с ликвидацией двух крупнейших мелькомбинатов (мелькомбинат № 4 и мелькомбинат в Бирюлёво), действующие московские мелькомбинаты в состоянии удовлетворить потребность города в хлебопекарной пшеничной муке лишь на 40%.

ОАО «Мельничный комбинат в Сокольниках» – основной получатель демпингового зерна, входящий в группу компаний «Настюша», в основном снабжает мукой хлебозаводы, входящие в эту группу компаний и, как правило, не предлагает её на открытый рынок. Совершенно очевидно, что в результате этого в экономическом плане пострадают все хлебозаводы московского региона, не входящие в данный холдинг.

На явное нарушение закона о конкуренции в результате принятия такого странного решения обратила внимание Торгово-промышленная палата Российской Федерации. Этому вопросу было посвящено экстренное совместное заседание Комитета ТПП РФ по развитию АПК и Совета «АССАГРОС».

В заседании приняли участие руководители крупнейших мукомольных компаний центрального региона, поставляющих муку на московский рынок: ОАО «Мелькомбинат» (г. Тверь); АО «Русская продовольственная компания» (Воронежская область); ЗАО «Комбинат хлебопродуктов Старооскольский» (Белгородская область); ООО «Мичуринская мукомольная компания» (Тамбовская область) и др.

По мнению участников заседания, подготовлена абсолютно нерыночная, разрушительная для других участников рынка, операция с государственным зерном, которое выделено по демпинговым ценам отдельным мукомольным предприятиям Москвы и Московской области в объёмах, значительно превышающих потребности этих регионов.

При этом, по данным Российского Зернового Союза, основные объёмы зерна государственного интервенционного фонда физически хранятся не в Центральном федеральном округе, а в Сибири, где в настоящее время потребители испытывают дефицит свободного зерна на рынке. С учётом этого переброс огромных объёмов зерна через всю страну в московский регион выглядит ещё более абсурдным. Кроме того, государство понесёт существенные убытки от отсутствия компенсации затрат на хранение и обслуживание данной части интервенционного фонда.

Вопросам, связанным с катастрофическими последствиями для многих мукомолов и хлебопёков принятого решения о выделении по демпинговым ценам зерна небольшой группе предприятий московского региона, была посвящена пресс-конференция, проведённая ТПП РФ 25.03.2015 г.

С предложениями по исправлению сложившейся ситуации к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву обратился председатель ТПП РФС.Н. Катырин. В частности, ТПП РФ предложила всё выделенное для московского региона зерно из интервенционного фонда реализовать в соответствии с правилами осуществления товарных интервенций. При этом к торгам обязательно должны быть допущены все мукомольные предприятия, поставляющие муку в регион, отчитывающиеся перед органами Росстата о производимой продукции.

Ждём реакции Правительства Российской Федерации.