Россия,115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20.

+7 (495) 959-66-49 (редакция/бухгалтерия),
Эл. почта: khleb@khlebprod.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО О ЗЕРНЕ, МУКЕ И ХЛЕБЕ

Image

О техническом регулировании

Как известно, правовые отношения в нашей стране в области технического регулирования пищевой продукции осуществляются Федеральными законами № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2.01.2000 г. и № 184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г.

Вопросы технического регулирования отражены и в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации №120 от 30.01.2010 г. В Доктрине для обеспечения безопасности пищевых продуктов, в частности, предусмотрено следующее:

• совершенствование системы организации контроля безопасности пищевых продуктов, включая создание современной технической и методической базы;

• продолжение гармонизации с международными требованиями показателей безопасности пищевых продуктов на основе фундаментальных исследований в области науки о питании;

• контроль соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в том числе импортных, на всех стадиях их производства, хранения, транспортировки, переработки и реализации.

В связи с вступлением в силу в 2003 г. Федерального закона «О техническом регулировании» все действующие на тот момент национальные стандарты (ГОСТ Р) и вновь разрабатываемые стали применять на добровольной основе и только разделы стандартов, относящиеся к безопасности пищевой продукции, остались обязательным требованием до
разработки и вступления в силу технических регламентов.

Кроме того, предприятия получили право разрабатывать и утверждать технические условия (ТУ) и стандарты организаций (СТО). Оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции требованиям стандартов, в том числе международным, проводится в форме добровольной сертификации.

Важно отметить, что 26.06.2015 г. принят Федеральный закон №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», в котором закреплено понятие «технические условия» (вид стандарта организации), в число участников национальной системы стандартизации включены технические комитеты по стандартизации, предусмотрена возможность применения ссылок на национальные стандарты в нормативных правовых документах РФ.

Единая нормативно-правовая база в России создаётся в рамках Евразийского экономического союза (ранее, до 1.01.2015 г., - Таможенный союз). При этом национальные нормативные документы в данной сфере либо не применяются, либо приводятся в соответствие с едиными требованиями.

Система единых и обязательных для применения в государствах-членах Таможенного союза требований к производимой и реализуемой пищевой продукции формировалась на основе Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в республиках Беларусь и Казахстан и в Российской Федерации от 18.11.2010 г. В соответствии со ст. 4 Соглашения в качестве основы для разработки технических регламентов Таможенного союза использованы 

соответствующие международные стандарты, а в случае их отсутствия - региональные документы, национальные (государственные) стандарты, национальные технические регламенты или их проекты.

Главные элементы системы технического регулирования для предприятий мукомольно-крупяной промышленности - технические регламенты, стандарты, процедуры подтверждения соответствия, аккредитация, контроль и надзор.

Базой данной системы служат технические регламенты Евразийского экономического союза, которые устанавливают требования к безопасности продукции и обеспечивают соблюдение принципа не введения потребителя в заблуждение. Регламенты Евразийского экономического союза имеют двухуровневую классификацию: горизонтальные - их действие распространяется на всю пищевую продукцию; вертикальные -устанавливают требования к отдельным её видам.

В технических регламентах установлены конкретные значения показателей безопасности продукции, показатели идентификации продукции, а также требования к процессам производства, хранения, перевозки, формы оценки (подтверждения) соответствия пищевой продукции.

Практическое внедрение нормативной правовой базы Евразийского экономического союза в области технического регулирования пищевой продукции определено периодом 2013-2015 гг.

В настоящее время решением Совета Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК) утверждён план разработки Технических регламентов Таможенного союза (далее ТР ТС) и внесения в них изменений на 2014-2015 гг. ЕЭК также утверждает планы мероприятий, необходимые для реализации принятых ТР ТС. В соответствии с этими планами в Российской Федерации утверждены планы внедрения данных документов с указанием ответственных федеральных органов исполнительной власти.

На сегодняшний день в различных стадиях разработки и принятия находится 17 ТР ТС, регламентирующих требования к пищевой продукции, принято 11 ТР ТС, ответственным по которым является Мин-сельхоз России, в том числе Технический регламент «О безопасности зерна».

В технические регламенты Таможенного союза введены существенные новации, по сравнению с действующим национальным законодательством, в целях повышения безопасности пищевой продукции и не введения в заблуждение потребителя относительно её свойств.

В частности, согласно части 2 статьи 10 главы 3 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», «...при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципахХАССП». Принципы ХАССП изложены в части 3 статьи 10 главы 3 ТР ТС 021/2011.

В Российской Федерации государственный контроль (надзор) соблюдения требований ТР ТС «О безопасности пищевой продукции» осуществляют Роспотребнадзор, Россельхознадзор, иные уполномоченные на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического государственного ветеринарного надзора федеральные органы исполнительной власти, а также уполномоченные на осуществление регионального ветеринарного
надзора органы исполнительной власти субъектов страны в пределах своей компетенции. Аналогичные постановления приняты и по другим ТР ТС.

Значительно возросла роль стандартизации в сфере АПК, так как характеристики продукции устанавливают именно в стандартах.

Национальные и межгосударственные стандарты, в которых, кроме показателей безопасности, заложены качественные характеристики продукции, применяются на добровольной основе и входят в перечни международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия - в перечне национальных (государственных) стандартов государств-членов Таможенного союза, обеспечивающих соблюдение требований технических регламентов Таможенного союза и необходимых для осуществления оценки (подтверждения соответствия).

Мировой опыт показывает, что функции стандартизации не сводятся только к поддержке технических регламентов. Стандарты обеспечивают высокую конкурентоспособность продукции в первую очередь за счёт повышения её качества.

В связи со вступлением в ВТО и находясь в составе Евразийского экономического сообщества, перед Российской Федерацией остро возник вопрос обеспечения качества и безопасности пищевой продукции и соответствия её международным нормам и требованиям.

Сегодня в отрасли действует свыше 70 стандартов на муку и крупу, большинство из которых разработаны более 30 лет назад.

В соответствии с Распоряжением Минсельхоза России от 10.01.2013 г. №1 «О комплексе мер по реализации Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года», Российский Союз мукомольных и крупяных предприятий (далее - Союз) предложил перечень нормативной документации на мукомольнокрупяную продукцию, которую необходимо пересмотреть в рамках ведомственной целевой программы стандартизации «Обеспечение безопасности и качества продовольственной продукции».

При непосредственном участии специалистов Союза, являющихся членами Технического комитета по стандартизации ТК 002 «Зерно, продукты его переработки и маслосемена», в целях гармонизации с требованиями ВТО учёные ВНИИЗ в период 20092014 гг. разработали более 20 национальных и межгосударственных стандартов.

По распоряжению Минсельхоза России была создана рабочая группа из учёных ВНИИЗа и специалистов мукомольных и крупяных предприятий, входящих в Союз, для обоснования необходимости разработки проекта технического регламента Таможенного союза на продукты переработки зерна. Рабочая группа рекомендовала включить в План разработки технических регламентов Таможенного союза проект Технического регламента «О требованиях к безопасности продуктов переработки зерна» и определить Российскую Федерацию как ответственного разработчика.

В настоящее время для публичного обсуждения Правительство РФ внесло проект Федерального закона «О зерне и продуктах его переработки», разработанный Минсельхозом России с участием ряда Министерств и ведомств РФ. Принятие этого закона позволит разработать долгожданный Технический регламент «О требованиях к безопасности продуктов переработки зерна».