Россия,115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20.

+7 (495) 959-66-49 (редакция/бухгалтерия),
Эл. почта: khleb@khlebprod.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО О ЗЕРНЕ, МУКЕ И ХЛЕБЕ

Image

Перспективы экспорта зерна и продуктов перемола в Китай

А.Ф. Бедарев, руководитель АО «Мельник» (г. Рубцовск, Алтайский край)

7.12.2015 г. в Москве прошли переговоры Россельхознадзора и инспекционной группы из Китая, в ходе которых были разработаны и согласованы двусторонние протоколы по фитосанитарным требованиям к зерну пшеницы, кукурузы, риса, семенам сои и рапса, открывающие дорогу экспорту. Наконец преодолены ограничения на ввоз зерна в КНР, введённые ещё в 1997 г. Причиной запрета тогда стала карликовая и индийская головня, обнаруженная в экспортных партиях. Эти заболевания не считаются паразитическими, но они существенно ухудшают качество конечной продукции.

В течение 2015 г. совместная рабочая группа представительств России и Китая вела активную работу по снятию имеющихся ограничений и ускорению начала экспорта российского зерна в Китай. И вот, 17.12.2015 г. был подписан российско-китайский меморандум о поставках зерна и продуктов его переработки в Китай, согласно которому Китай готов импортировать зерно, но только из конкретных регионов и на конкретных условиях. Например, пшеницу Китай готов закупать в Алтайском и Красноярском краях, Новосибирской и Омской областях, кукурузу, сою и рис – в Хабаровском, Приморском и Забайкальском краях, в Амурской области и Еврейской автономной области, рапс – только в Сибирском и Дальневосточном регионах.

В Россельхознадзоре такие условия объяснили тем, что китайский регулятор проверил только эти регионы на предмет соответствия китайским стандартам безопасности. Но это ещё не всё. Ключевым дискриминационным условием является не чёткий перечень регионов, а стандарт поставок.

Зерно из России должно поставляться в мешках (?!). Таких условий для других экспортёров Китай не выставлял и не выставляет. Да и во всём мире зерно перевозится только насыпью. Такие странные условия ставят российских экспортёров в весьма затруднительное положение, делают российский экспорт в эту страну нерентабельным. К такой поставке и работе с мешком не готовы ни элеваторы, ни железнодорожники, да и, пожалуй, единственный пограничный переход в Китай на ст. Забайкальск.

Тем не менее, меморандум можно считать неким заделом, открывающим новый рынок сбыта. Дальнейшей либерализации норм доступа можно будет добиться по мере наращивания экспортных поставок, по мере того, как китайский рынок сбыта оценит потребность в российском зерне.

Ещё одной неожиданностью проводимых переговоров, подписанного меморандума и последующих документов, но теперь уже для российского мукомольного сообщества, стало полное отсутствие в переговорах темы поставки продуктов переработки зерна – муки, крупы, макаронных изделий. На это особенно надеялись сибирские мукомолы, окончательно отжатые в последние годы запредельными железнодорожными тарифами от Европейской части России.

Но старт дан и начинается непростая работа по формированию пакета документов для экспорта и приёма продукции китайским рынком.

Россельхознадзор обращает внимание участников внешнеэкономической деятельности, заинтересованных в поставках зерна в Китай, что отгрузки указанной продукции должны осуществляться в соответствии с Правилами по карантинному надзору и контролю на границе при ввозе и вывозе зерновых культур (приказ Главного государственного управления по контролю качества, инспекции и карантину КНР № 177), вступившими в силу с 1.07.2016 г.

Условия экспорта зерновых культур отражены в соответствующих протоколах о фитосанитарных требованиях, подписанных 17.12.2015 г. в Пекине.

Перед началом поставок хозяйствующим субъектам, осуществляющим хранение зерна, а также экспортёрам зерна необходимо подать заявку в территориальное управление Россельхознадзора в целях формирования перечня экспортёров и хранителей зерна. После этого единый перечень будет направлен в Главное государственное управление по контролю качества, инспекции и карантину КНР, которое осуществляет регистрацию зарубежных производителей, переработчиков и хранилищ ввозимых зерновых культур.

 

Справка. По данным национального статистического ведомства КНР, в 2015 г. валовый сбор зерновых в стране составил 620 млн т, в том числе кукурузы – 208, риса – 205, пшеницы – 126 млн т. Под зерновыми занято 113 млн га, а средняя урожайность достигла 54 ц/га за счёт высокой доли орошаемого земледелия и запредельно большого количества вносимых удобрений. Росту валового производства зерна способствовал ряд системных мер государственной поддержки.

Министр сельского хозяйства КНР Хань Чанфу заявил, что к 2020 г. спрос на зерно в его стране увеличится до 700 млн т, при этом республика не планирует расширять собственное производство, а будет возмещать растущие потребности за счёт импорта.

Китай – вторая в мире экономическая держава, локомотив глобального роста, гигантский потребитель и производитель ресурсов. В стране живет около 19% населения планеты, а значит, и по многим видам продовольствия доля в потреблении должна быть сопоставимой. Например, на Китай приходится около трети мирового потребления риса, соевого масла, хлопчатника, примерно 25% кукурузы, 20% сорго. По этим агрокультурам Китай полностью доминирует в ценообразовании международных сделок.

Розничные цены на зерно, муку и крупу в КНР значительно выше российских, поэтому чрезвычайно выгодно экспортировать в КНР зерно и продукты его переработки.

 

Дальневосточное направление для российской экономики в последние несколько лет не случайно провозглашается приоритетным. В этой связи российские агрокомпании, экспортёры и крупные производители, которые чувствуют, что приближается насыщение отечественного рынка и усиление конкуренции, всё чаще смотрят в сторону восточного вектора экспорта. Сможет ли Китай стать новым драйвером для развития сельского хозяйства России?

Китай доказал, что ни при каких условиях удовлетворения растущих потребностей населения, государство не поступается собственной продовольственной безопасностью и сохранением занятости на селе. Страна ввозит только то, что не может производить сама. Уверенность и диктат условий импорта базируются на том, что Китай уже не голоден и не доедает последний кусок, производя 450 кг зерна и 65 кг мяса на душу населения.

Современный Китай старается сочетать два подхода за счёт инвестиций в экономики стран-поставщиков ресурсов, стремясь контролировать не столько импорт, сколько производство закупаемых ресурсов. При этом политика регулирования ввоза через таможенные ограничения очень способствует реализации этой стратегии: перечень государств, имеющих разрешение на поставку зерна и масличных в Китай, за исключением США, включает только те страны, где китайские компании самостоятельно выращивают агрокультуры на экспорт.

Следует быть готовыми к тому, что традиционная практика развития экспорта в Китай тесно связана с инвестициями китайских компаний в странах-поставщиках, поэтому российские предприятия будут вынуждены опираться на китайских партнёров.

Да, России разрешено поставлять зерно, но лишь производимое по заказу и на инвестиции Китая, т.е. на условиях, по которым Китай работает со всеми экспортёрами, кроме США.

Видимо, для серьёзных подвижек в сторону увеличения экспорта необходимо проделать большую подготовительную работу. Замкнутость и стагнация сельхозтоваропроизводителей и элеваторщиков Сибирского Федерального округа (СФО) привели к упадку элеваторного хозяйства. Значит, нужно вкладывать средства в подготовку элеваторов, способных накапливать, формировать и упаковывать в мешки большие партии зерна.

Необходимо создание на местах логистических центров, включающих сеть подготовленных элеваторов, договорённости с РЖД и китайскими импортёрами.

Торговать нам мешают не только особые условия поставок, но и гигантский транспортный тариф. Так, на участке от ст. Барнаул до ст. Забайкальск протяжённостью 3500 км, тариф составляет 2845 руб./т, к этому ещё следует добавить затраты на упаковку и загрузку мешков.

Тарифы РЖД на перевозку хлебопродуктов – больная тема и здесь без участия российского правительства проблему не решить.

Надо учесть и то, что, несмотря на лучшее качество нашей пшеницы, Китай не рассчитывает на высокий объём её импорта. Например, Республика Казахстан, продвинувшаяся гораздо дальше России в вопросе межправительственных соглашений с Китаем, и имеющая с ним прямое железнодорожное сообщение, ежегодно поставляет в эту страну всего 150 тыс. т пшеницы.

В целом, предпосылки для роста восточного сегмента зерновой торговли есть, в чём особенно заинтересованы регионы Сибири и Дальнего Востока.

Повышение экспортной активности позволит разблокировать стагнирующий рынок производства зерна в СФО, получающий ещё одного, наряду с мукомолами, устойчивого потребителя. Помимо прочего, это может способствовать стабилизации рынка и снижению нагрузки на государство в рамках закупочных интервенций.

Российское зерно имеет серьёзные перспективы на китайском рынке, поскольку оно высокого качества, содержит сравнительно малое количество пестицидов и других вредных веществ.

Несмотря на то, что Поднебесная ежегодно производит более 50 млн т муки, страна остро нуждается в качественном сырье из России для изготовления хлеба и хлебобулочных изделий.

В основном импортная мука идёт на производство знаменитой китайской лапши для её дальнейшего экспорта в разные страны мира.

Преимущества муки российского производства:

  • цена – стоимость российской муки гораздо ниже, чем себестоимость китайской муки. Иногда ценовая выгода достигает 30%;
  • качество – наша мука содержит до 32% клейковины, в то время как китайская – всего 20–22%, а это главный компонент, определяющий качество продукта;
  • ассортимент – в Поднебесной производят в основном рисовую муку, а в России закупают более семи видов пшеничной продукции: муку высшего и 1-го сорта, обойную, крупчатку и др.;
  • экологическая безопасность – в российской муке уровень пестицидов и токсичных веществ гораздо ниже допустимых значений.

Доходность экспорта муки в Китай можно получить только за счёт больших объёмов поставки, а это сложно из-за потенциальных проблем, поскольку бизнес «по-китайски» неподвластен логике западных стран.