Россия,115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20.

+7 (495) 959-66-49 (редакция/бухгалтерия),
Эл. почта: khleb@khlebprod.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО О ЗЕРНЕ, МУКЕ И ХЛЕБЕ

Image

Российский союз пекарей

Российский зерновой союз

О проектах Перечня карантинных объектов

 

Народная пословица

Круглое – катать, плоское – таскать.

 

Сегодня мы поговорим об очередном законотворчестве наших уважаемых чиновников. Поверьте, это всё было бы очень смешно, если бы не было так грустно.

Независимые эксперты уже давно выражают озабоченность Перечнем карантинных объектов (далее – Перечень КО), утверждённым Приказом Минсельхоза России № 673 от 26.12.2007 г. Министру сельского хозяйства РФ были направлены письма с просьбой провести анализ фитосанитарного риска по каждому объекту, включённому в Перечень КО. Во-первых, это необходимо сделать в целях гармонизации российского законодательства с международным, а во-вторых, чтобы исключить из Перечня КО объекты, уже не имеющие карантинного статуса, или наоборот включить в Перечень КО новые объекты, причиняющие огромный экономический ущерб (например, Tuta аbsoluta). Но, к сожалению, «воз и ныне там».

В настоящее время на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации (regulation.gov.ru) обсуждаются сразу два проекта нового Перечня КО (http://regulation.gov.ru/project/15020.html и http://regulation.gov.ru/project/17468.html).

При детальном знакомстве с этими проектами оказалось, что они подготовлены с грубым нарушением норм международного права, действующих норм отечественного права и, кроме этого, несут в себе потенциальную финансовую угрозу не только бюджету страны, сельскохозяйственной отрасли в целом, но и каждому участнику сельскохозяйственного производства в отдельности.

Авторы проектов, видимо, решили не обращать внимание на то, что включение в перечень должно быть технически обосновано, т.е. должно происходить только на основании результатов анализа фитосанитарного риска, проведённого для каждой конкретной зоны и по каждому кандидату на включение/исключение из Перечня. Данная норма предусмотрена в п.2 ст.1 и в п.4 ст.10 Международной конвенции по карантину и защите растений (МККЗР) и Международным стандартом по фитосанитарным мерам №5 (МСФМ). Как известно, Россия ратифицировала Международную конвенцию по карантину и защите растений и теперь обязана исполнять её нормы.

Кстати, это предусмотрено Федеральным законом № 206-ФЗ «О карантине растений» (далее – ФЗ-206) (п.3 ст.3), подписанным Президентом России В.В. Путиным ещё 21.07.2014 г. В Конвенции указано, что правила международного договора имеют приоритет в случаях, когда отечественными правилами предусматривается иное. Именно поэтому создаётся впечатление, что проекты Перечня подготовлены противозаконно.

Но, дальше – больше. Оказалось, что один из предлагаемых проектов Перечня КО содержит 177 объектов, тогда как в состав действующего перечня входит 85 объектов. Таким образом, общее число объектов увеличено более чем в 2 раза. И неудивительно, ведь в него попали объекты, уже неоднократно включаемые в ранние издания Перечня КО и неоднократно исключаемые из него, причём без каких-либо оснований. Были открыты новые, не существующие в природе виды, например, Popillia japonica (Newm.), который на самом деле является подвидом Popilia quadriguttata (Fabricius, 1787), или Dendrolimus sibiricus(Tschetw), являющийся подвидом Dendrolimus superans (Butler). К тому же, подвид Popillia japonica (Newm.) – абориген на Курильских островах и Сахалине. Однако авторов проектов это не смутило, и они, перестав считать эти территории Российскими, поместили японского жука в категорию «…отсутствующие на территории России».

В процессе подготовки данного проекта произошли и другие «открытия». Например, в Перечень КО включили Азиатский подвид Lymantria dispar L. Но тот факт, что подвид и вид – не одно и то же, можно было бы простить авторам, но ведь до сих пор реальность существования такой расы не доказана и вызывает у специалистов большие сомнения.

Безусловно, в слепом расширении перечня есть и политическая составляющая, которая не может быть не поддержана любым гражданином нашего Отечества. Но, как сказал В.В. Путин, «...мы не должны слепо действовать в ответных мерах. Нужно предпринимать только такие шаги, которые не повредят нашей собственной экономике».

Поэтому, если расширение Перечня, за счет КО стран Европы, можно хоть как-то объяснить политическим противостоянием несправедливым санкциям, введённым против России, то расширение Перечня за счёт вредных объектов, де-факто не являющих карантинными на территории России – это уже угроза отечественному сельхозтоваропроизводителю. Судите сами, расширение Перечня за счёт КО Европы не несет в себе никакой угрозы отечественному аграрию, поскольку таких объектов нет и не может быть на территории России из-за их биологических особенностей. А вот расширение Перечня за счёт объектов, которые не являются карантинными (по ряду причин) в любых Федеральных округах России – не только абсурд, правонарушение, но и преступление перед потомками!

Авторы проектов предлагают включить в Перечень объекты, которые уже заняли весь свой потенциальный ареал, например, амброзии трёх видов, что подтверждается официально опубликованными исследованиями В.А. Недолужко (1984 г.), В.Я. Марьюшкина (1986 г.), С.Я. Резник (2009 г.).

А в довершение проделанной работы авторы решили пройтись по Красной Книге и включить в Перечень некоторые из её объектов или кандидатов на такое включение. В результате вместо того, чтобы охранять редкие и малоизученные виды, решено начать официальную борьбу с ними! Например, в перечень попали Monochamus nitens (Bates.) и Monochamus saltuarius (Gebl.), некоторые виды повилик рода Cuscuta,которые включены в Красную Книгу Постановлением Администрации Липецкой области № 280 от 30.12.2003 г. При этом стоит помнить, что некоторые виды моногамусов и повилик являются аборигенами для России и по определению не могут быть карантинными, т.е. отсутствующими (как того требуют нормы МСФМ №5).

Так каков же результат работы таких авторов проекта? На что они обрекают наше государство и сельское хозяйство?

Если в Перечень будут включены объекты, которые априори не смогут образовать очагов на территории России, то с ними можно будет вести официальную победоносную борьбу за счёт государства и ничего при этом не делать. Можно будет разорять неугодные предприятия, устанавливая у них карантинные фитосанитарные зоны по таким объектам, рапортовать о том, как много на территории России установлено карантинных фитосанитарных зон и т.д.

Кроме этого, авторы обрекают государство на ненужные затраты. Судите сами, если объект указан в списке, то значит, нужен досмотр при ввозе в Россию и при транспортировании по территории нашей страны. Следовательно, надо подготовить специалистов, способных идентифицировать этот объект, разработать и довести до исполнителей методику идентификации по каждому объекту, разработать в стране или закупить за рубежом тест-системы для качественного и количественного ПЦР-анализа, выделить средства на официальную борьбу с данным объектом. И всё это надо сделать по каждому из 177 объектов.

В данной ситуации эксперты предлагают снять данный проект Перечня КО с процедуры оценки регулирующего воздействия, провести его открытое общественное обсуждение, привлечь для этого не только специалистов аффилированных и подведомственных Россельхознадзору учреждений, но и специалистов независимых научно-исследовательских институтов, академий и университетов нашей огромной страны.

 

Г.И. Резвый, независимый эксперт