Россия,115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20.

+7 (495) 959-66-49 (редакция/бухгалтерия),
Эл. почта: khleb@khlebprod.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО О ЗЕРНЕ, МУКЕ И ХЛЕБЕ

Image

Российский союз пекарей

Российский зерновой союз

Проблемы гармонизации терминологии в ТР ТС «О безопасности кормов и кормовых добавок»

В.В. Манаенков,
исполнительный директор Национального кормового союза,
член Правления Российского Зернового Союза

Национальный кормовой союз (НКС), образованный в сентябре 2013 г., входит в составРоссийского Зернового Союза. Решение о создании нового отраслевого союза было принято на Первом совещании российских производителей кормовых добавок, премиксов и концентратов.

Членами НКС являются 19 предприятий России, представляющих не менее 80% от числа всех отраслевых операторов.

С марта 2015 г. НКС возглавляет исполнительный директор В.В. Манаенков. С этого времени активизировалась работа с Министерством сельского хозяйства Российской федерации и другими государственными органами по таким важным для отрасли документам, как Технический регламент таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) «О безопасности кормов и кормовых добавок», проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка государственной регистрации кормовых добавок для животных», проект решения Совета Евразийской экономической комиссии «Об утверждении Правил регулирования кормовых добавок на таможенной территории Евразийского экономического союза» и др.

Национальному кормовому союзу удалось сплотить отраслевые союзы, научно-исследовательские организации, производственные и коммерческие компании, связанные с производством и оборотом кормов для отстаивания интересов бизнеса. В планах НКС как некоммерческой организации – сформировать единое отраслевое информационное пространство на таможенной территории ЕАЭС.

Обсуждение замечаний и предложений к проекту Технического регламента таможенной территории ЕАЭС «О безопасности кормов и кормовых добавок», разработанному Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан, для формирования единой позиции Российской делегации, многие годы проходило в режиме принципиальных разногласий. На заседаниях экспертов Таможенного союза каждая из стран отстаивала свою позицию. Однако российские эксперты на тех же заседаниях представляли два взаимоисключающих подхода. Это связано с принципиально разными концепциями трактовки терминов представителями бизнеса, с одной стороны, и представителями контролирующих органов – с другой, и, как следствие, с формированием всей нормативной базы кормопроизводства и обращения кормов.

Выбор концепции разработки указанного технического регламента имеет стратегическое значение для развития нормативной базы кормопроизводства и оборота кормов на таможенной территории ЕАЭС.

Представители бизнеса и науки считают необходимым гармонизировать терминологию технического регламента с нормативной базой ЕС:

  • есть термины «кормовая добавка» и «кормовой материал». На базе этих двух терминов формируется вся остальная терминология кормов: премиксы, кормовые концентраты, комбикорма и т.д., которые включают в себя как кормовые материалы, так и кормовые добавки. Причём все они, включая кормовые добавки, кормовые материалы, премиксы, кормовые концентраты и комбикорма, являются кормами.
  • к кормовым материалам относят сырьё, которое можно скармливать животным, либо использовать как компонент комбикормов: зерно, шрот, рыбная мука, кормовые дрожжи, силос, сено, известняковая мука и т.д.
  • к кормовым добавкам относят биологически активные вещества: витамины, ферменты, пробиотики, аминокислоты, и т.д., которые во всём мире подлежат государственной регистрации.

Однако представители контролирующих органов считали, что корма – это то, что животные обычно едят непосредственно, а всё остальное, что используется для приготовления кормов, – кормовые добавки. Эту концепцию, без какого-либо научного обоснования и публичного обсуждения они настойчиво отстаивали при обсуждении терминов.

Основополагающие термины «корма» и «кормовые добавки» трактовались представителями контролирующих органов как взаимоисключающие понятия в определении той или иной продукции кормопроизводства, хотя в мировой терминологии «кормовые добавки» являются составной частью «кормов». Это отражено в Директивах Европейского союза, нормативных документах Ассоциации по контролю кормов США и Канады (AAFCO) и др.

Считая премиксы и кормовые концентраты кормовыми добавками, контролирующие органы в настоящее время требуют их государственной регистрации.

В международной практике не принято регистрировать премиксы и кормовые концентраты, так как регистрируются только входящие в них кормовые добавки.

Каждая кормовая добавка имеет инструкцию по применению, где указано как и с чем её можно или нельзя смешивать, какое процентное содержание допустимо или недопустимо и т.д.

Комбикормовые предприятия выпускают в год тысячи рецептов с переменным составом по индивидуальным заявкам производителей сельхозпродукции.

Регистрация премиксов и кормовых концентратов с каждым изменением их состава приводит к невозможности своевременно реагировать на запросы животноводов в целях обеспечения их кормами, необоснованному существенному росту затрат, сокращению номенклатуры, снижению объёмов производства и даже полной его остановке.

В качестве примера рассмотрим расчёт стоимости регистрации объёма выпущенной продукции на одном из премиксных производств. За последние 5 лет предприятие выпустило свыше 3500 рецептов на сумму 1 млрд 300 млн руб. при цене реализации 28–39 тыс. руб. Если бы все рецепты были зарегистрированы, то стоимость испытаний при этом составила бы 700 млн руб. (200 тыс. за один образец), или 54% от стоимости продукции. Теоретически стоимость продукции была бы увеличена на указанную сумму. Однако вряд ли объёмы реализации премиксов остались бы в этих размерах.

Если государственная регистрация премиксов и кормовых концентратов будет проводиться в полной мере, то это приведёт к производственному коллапсу в кормопроизводстве и животноводстве.

Понимая это, представители контролирующих органов нашли выход – организовали государственную регистрацию так называемых базовых рецептов, что, во-первых, нарушает авторские права производителей, во- вторых, обуславливает абсолютно далёкий от реальной жизни подход к обеспечению безопасности кормов и организацию навязанной бюрократической услуги.

До 500 предприятий России производят премиксы, АВМК и БВМК. В среднем, каждое предприятие должно зарегистрировать около 6 базовых рецептов. Таким образом, планируемые поборы с бизнеса должны составить около 600 млн руб.

Другое дело, что представители бизнеса, понимая бессмысленность этих поборов, под разными предлогами уходят от регистрации базовых рецептов. Но данная ситуация наглядно демонстрирует как представители контролирующих органов загоняют производителей кормов в теневой бизнес. В настоящее время подавляющее большинство комбикормовых предприятий может быть оштрафовано по требованию представителей контролирующих органов.

Выходом из создавшейся ситуации является гармонизация терминов, определений и показателей безопасности технического регламента таможенной территории ЕАЭС с международными стандартами. Гармонизация с европейским законодательством позволит общаться с зарубежными специалистами по кормлению животных «на одном языке», усилить экспортный потенциал и конкурентоспособность кормовой индустрии, а также сельскохозяйственной продукции. Это приведёт к увеличению инвестиционной привлекательности всего сельского хозяйства России.

Отраслевые союзы, представляющие бизнес, связанный с производством и обращением кормов, многократно обращались с этим вопросом к руководству Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, подключая к решению данной проблемы Торгово-промышленную палату и Государственную Думу Российской Федерации. Тем не менее, в течение последнего года нас под разными бюрократическими предлогами просто «водили за нос».

Однако последнее письмо на имя заместителя министра сельского хозяйства Российской Федерации от 28.03.2016 г., подписанное представителями Российского Зернового Союза, Национального кормового союза (НКС), Ассоциацией производителей кормов для домашних животных ЕАЭС, Национального союза производителей молока, Национальной ассоциацией скотоводов, Национального союза производителей говядины и Национального Союза свиноводов, было действительно рассмотрено на высоком уровне. С указанным документом и шестью приложениями к нему можно ознакомиться на сайте НКС: www.nfpu.ru

После двух встреч с представителями бизнеса и контролирующих органов первый заместитель министра сельского хозяйства РФ Д.Х. Хатуов устранил многолетнее противостояние по проекту Технического регламента таможенной территории ЕАЭС «О безопасности кормов и кормовых добавок».

Наши оппоненты уже не противопоставляют термины «корма» и «кормовые добавки». Кормовые добавки являются составной частью кормов, а премиксы и кормовые концентраты не являются кормовыми добавками.
Сейчас представители бизнеса, Департамента регулирования агропродовольственного рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности, Департамента ветеринарии и Россельхознадзора представляют собой одну команду, которая разрабатывает позицию российской стороны по проекту технического регламента таможенной территории ЕАЭС «О безопасности кормов и кормовых добавок».

Впереди – большая и серьёзная работа над проектом технического регламента, который предстоит отстаивать в Евразийской экономической комиссии.
Желаем всем принятия грамотных решений!