Россия,115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20.

+7 (495) 959-66-49 (редакция/бухгалтерия),
Эл. почта: khleb@khlebprod.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО О ЗЕРНЕ, МУКЕ И ХЛЕБЕ

Image

Российский союз пекарей

Российский зерновой союз

Информационное сообщение

В начале 2015 г. в Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции внесён на рассмотрение депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, Н.В. Панковым, В.Ф. Звагельским, Н.В. Школкиной и др. проект Федерального закона № 70463-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности» (далее–законопроект).

Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» и Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Законопроект направлен на укрепление основ национальной продовольственной безопасности, активизацию дополнительных мер поддержки интересов отечественных производителей и противодействие недобросовестной конкуренции между хозяйствующими субъектами.

Уровень доступности сбыта отечественной продукции во многом зависит от деятельности торговых сетей. Сотрудничество так называемых "ритейлеров" с национальными и локальными производителями способствует как увеличению потребительского настроения, так и выступает катализатором одного из важнейших сегментов внутренней экономической политики. Очевидным является тот факт, что обеспечить качество, например, сельскохозяйственной продукции, гораздо проще при помощи локальных отечественных производителей, которые способны существенно снизить транспортные расходы и расходы на хранение, обеспечить поставку на прилавки торговых сетей свежей и качественной продукции. Также это создает дополнительные условия для развития предпринимательской деятельности и расширения производства.

В целях противодействия, по сути, беспроцентному кредитованию торговых сетей в ущерб интересам производителей законопроектом предлагается снизить сроки отсрочки оплаты по полученным от поставщика товарам.

Наряду с этим во избежание возможных уловок для задержек выплат за полученные товары законопроектом определяется, что поставленные хозяйствующему субъекту товары подлежат оплате в установленный срок, исчисляемый со дня их фактического получения. Аналогичные подходы, например, при исчислении сроков исковой давности, используются в сфере международной купли-продажи товаров.

Как свидетельствует сложившаяся практика, под видом добровольных выплат зачастую национальным производителям навязываются дополнительные услуги, которые обременительны для поставщиков.

В этой связи законопроектом предусматривается понятие услуг по продвижению продовольственных товаров, а также устанавливается запрет на включение в договор поставки продовольственных товаров условий о совершении хозяйствующим субъектом в отношении поставленных продовольственных товаров об оказании указанных услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров, равно как и исполнение (реализация) такого договора.

Законопроектом также устанавливается ограничение на суммарный объём всех выплат поставщиком продовольственных товаров в пользу торговых предприятий, включая как плату за приобретение товаров, так и плату за их продвижение. Это позволит создать механизм, с одной стороны, не препятствующий торговым сетям оказывать услуги по стимулированию потребительского спроса на реализуемые продовольственные товары, а, с другой стороны, – предотвращающий возможные злоупотребления.

Законопроектом предусматривается сниженный размер совокупного вознаграждения торговых сетей в размере 3% от «чистой» цены приобретения продовольственных товаров, что будет способствовать снижению роста потребительских цен на продовольственные товары и защите интересов российских производителей.

По предложению Федеральной антимонопольной службы РФ (далее – ФАС РФ) в понятие торговых сетей предлагается включить торговые объекты, принадлежащие на законном основании не только одному хозяйствующему субъекту, но и нескольким, если они образуют одну группу лиц.

Устранение дискриминационных практик в сфере торговли – важный элемент обеспечения национальной продовольственной безопасности и поддержки отечественного производителя. В этой связи, с учётом мнения ФАС РФ, законопроектные изменения к ст. 9 ФЗ от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» (далее – Закон о торговле) связаны с необходимостью установления чётких требований к хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность. Перечень недопустимых условий для договоров поставки продовольственных товаров в действующей редакции ст. 9 Закона о торговле является неполным. Условия, предлагаемые законопроектом в качестве запрещённых, при наличии их в договорах поставки продовольственных товаров, могут привести к ограничению конкуренции в сфере розничной торговли и ущемлению прав хозяйствующих субъектов.

Согласно действующей редакции Закона о торговле, хозяйствующие субъекты должны размещать информацию об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях договора на своем сайте в сети Интернет или предоставлять запрашиваемую информацию безвозмездно сроком 14 дней со дня получения соответствующего запроса. Это будет способствовать максимальной прозрачности при отборе контрагентов хозяйствующим субъектом. Однако, в силу диспозитивности данной нормы информационное обеспечение контрактных отношений по поставкам товаров в сети Интернет не получило должного практического применения.

В действующей редакции ст. 13 Закона о торговле является допустимым при подтверждении обоими контрагентами добровольности включение в договор поставки таких условий, как запрет на заключение договоров поставки продовольственных товаров с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими хозяйствующими субъектами на аналогичных или иных условиях, внесение хозяйствующим субъектом платы за изменение ассортимента продовольственных товаров и т.д.

За нарушение положений ст. 9 Закона о торговле предусмотрена ответственность статьями 14.41 и 14.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП). Согласно примечанию 2 к ст. 14.42 КоАП положения указанной статьи, устанавливающие административную ответственность хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и поставки продовольственных товаров, распространяются на лиц, входящих с ними в одну группу в соответствии с ФЗ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции". Вместе с тем, в ст. 9 Закона о торговле подобная норма отсутствует. В целях устранения данного законодательного пробела данную ст. 9 предлагается дополнить новой частью 14, закрепляющей данное положение.

В настоящее время складывается ситуация, при которой рыночная власть торговых сетей позволяет им манипулировать действиями поставщиков продовольственных товаров (за исключением крупных федеральных поставщиков) и безоговорочно заставлять поставщиков соглашаться на предлагаемые условия, включая дополнительно возникающие издержки в цену товара.

В этой связи законопроектом предусматривается п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле изложить в новой редакции, установив запрет хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора и (или) не предусмотренные законодательством РФ. Аналогичный запрет уже установлен в пп. 3 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции». Однако, он распространяется на ограниченный круг хозяйствующих субъектов, а именно занимающих доминирующее положение на товарном рынке.

Законопроектом уточняется редакция п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле (в редакции законопроекта п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле) в связи с тем, что структура отношений договоров поручения и агентских договоров – близка договорам комиссии, а последствия использования всех трёх видов указанных договоров при осуществлении оптовой торговли практически одинаковы.

Как следует из материалов судебной практики, осуществление оптовой торговли по продаже продовольственных товаров при помощи торговой сети с использованием посреднических сделок недопустимо, что отвечает принципам антимонопольного регулирования в области контроля над динамикой цен на продовольственные товары при розничной торговле и обеспечения условий справедливой конкуренции при доступе производителей к услугам торговых организаций.

Кроме того, торговая деятельность хозяйствующими субъектами посредством образования торговой сети с использованием договора поручения, агентского договора или договора комиссии при поставках продовольственных товаров, приведёт к нераспространению на данные отношения требований ч. 7 ст. 9 Закона о торговле, касающихся установления сроков оплаты.

Законопроектом предлагается установить разумные сроки отсрочки оплаты по договору поставки продовольственных товаров.

В этой связи указанные меры направлены на борьбу с негативной практикой навязывания торговыми сетями невыгодных для отечественных поставщиков условий путём заключения "посреднических договоров".

Изменения, предлагаемые законопроектом для внесения в ст. 16 Закона о торговле, приводят указанные нормы в соответствие с ФЗ от 28.12.2010 г. № 411-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях" и уточняют, какие органы исполнительной власти осуществляют государственный контроль (надзор) за соблюдением хозяйствующими субъектами – участниками торговой деятельности, требований Закона о торговле.

Также законопроектом предлагается усовершенствовать механизмы административной ответственности за нарушение положений Закона о торговле. В частности, сроки давности привлечения к административной ответственности по ст. 14.41 и 14.42 КоАП определяются в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП (в течение 2-х мес со дня совершения административного правонарушения, а при продолжительном – со дня обнаружения).

За нарушения законодательства об основах государственного регулирования торговой деятельности законопроектом предлагается увеличить срок давности с 2-х мес до 1 года.

Также законопроектом предусматривается внесение изменений в ст. 9 Закона о торговле и в диспозиции соответствующих статей КоАП, предусматривающих запреты и административную ответственность не только за включение условий, но и за исполнение (реализацию) данных условий. За вышеуказанные правонарушения предлагается наказывать не только в виде штрафов, но и предусмотреть возможность дисквалификации должностных лиц.

На совещании у Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева на тему: «О взаимодействии сельскохозяйственных товаропроизводителей, торговых организаций и иных субъектов торговой деятельности», состоявшемся 11.03.2015 г., концепция законопроекта была поддержана. Учитывая, что законопроект затрагивает и актуализирует современные задачи, стоящие перед экономикой России, он отнесён к числу приоритетных проектов федеральных законов, находящихся на рассмотрении Государственной Думы. Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции поддержал законопроект и рекомендовал Государственной Думе принять его в первом чтении.