Россия,115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20.

+7 (495) 959-66-49 (редакция/бухгалтерия),
Эл. почта: khleb@khlebprod.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО О ЗЕРНЕ, МУКЕ И ХЛЕБЕ

Image

Российский союз пекарей

Российский зерновой союз

XVI Международный зерновой раунд «Рынок зерна - вчера, сегодня, завтра»

8-11 июня 2015 г. г. Геленджик, Краснодарский край
Российский Зерновой Союз при поддержке Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Администрации Краснодарского края и Агропромышленного Союза Кубани с 8 по 11 июня 2015 г в Геленджике провёл XVI Международный зерновой раунд «Рынок зерна - вчера, сегодня, завтра», в работе которого приняли участие более 800 представителей из 23 стран дальнего и ближнего зарубежья.

Генеральным партнёром Раунда выступила Группа компаний «Краснодарзернопродукт», официальным спонсором - ОАО «Московская биржа», спонсорами - АО «Щёлково Агрохим», Группа компаний Bigranum, Группа компаний «Скат», Корпорация CNH Industrial Capital, ЗАО «Петербургский тракторный завод», ООО «АПК АСТ Компани М».

В рамках XVI Международного раунда были рассмотрены современные проблемы государственного регулирования функционирования рынка зерна, перспективы развития АПК в новых экономических условиях, меры государственной поддержки аграрного сектора, прогнозы производства, динамики цен и
конъюнктуры зернового рынка, использование новых технологий производства, переработки и хранения зерна, развития транспортной и финансовой инфраструктуры.

В работе раунда приняли участие: Е.В. Громыко, член Комитета Совета Федерации по аграрнопродовольственной политике и природопользованию, и С.В. Пугин, первый заместитель губернатора Курганской области, директор Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности области.

Деловая часть Зернового раунда состояла из трёх сессий и панельной дискуссии. С подробным отчётом о проведённом мероприятии можно ознакомиться на сайте Российского Зернового Союза www.grun.ru в разделе «Новости».

Итогом работы XVI Международного зернового раунда стало Обращение участников форума к государственным органам, сельхозтоваропроизводителям, отраслевым объединениям и бизнес-сообществу.
Обращение участников форума
Обсудив ситуацию, сложившуюся в сельском хозяйстве и на зерновом рынке страны, участники XVI Международного зернового раундаотме-чают, что в прошедшем сельскохозяйственном году аграрный сектор и зерновой рынок столкнулись с качественно новыми вызовами, которые обострили нерешённые задачи отрасли: не достигнута устойчивость доходности сельскохозяйственной деятельности; не сформированы стимулы к технологической модернизации; резко выросла закредитованность предприятий отрасли; остаётся низкой конкурентоспособность не только отрасли относительно других отраслей национальной экономики, но и значительной части отечественной продукции на рынке.

Хотя проведена определённая модернизация в направлении реализации Государственной программы, но сохранение прежних подходов и механизмов не отвечает качественно изменившейся экономической ситуации и поставленным задачам импорто-замещения на основе роста конкурентоспособности отечественной агропродовольственной продукции.

Ключевым вопросом становятся не масштабы бюджетной поддержки, которую следует увеличить, а чёткое определение долгосрочных задач развития отрасли и конкурентоспособность государственного регулирования аграрного сектора.
Необходим переход от декларирования задач роста конкурентоспособности и импортозамещения к мерам по стимулированию их достижения на основе повышения доходности сельскохозяйственной деятельности, обеспечивая устойчивую мотивацию производителей к росту масштабов и повышению эффективности сельскохозяйственной деятельности.

Импортозамещение и достижение высокой конкурентоспособности - не цель, а средство повышения инвестиционной привлекательности отрасли, создания условий для роста уровня жизни и материального благосостояния населения, т.е. инструмент для решения задач развития сельского хозяйства и сельских территорий, а также обеспечения продовольственной безопасности.

Вместе с тем на практике реализуются прежние подходы, ограничивающие конкурентоспособность аграрного сектора:

♦ ориентация на рост производства продукции без учёта требований реальной конкурентоспособности;

♦ политика бюджетной «фронтальной» поддержки АПК, а не прорывных направлений его развития, ведёт к распылению средств поддержки и не позволяет достичь требуемого эффекта;

♦ искусственное сдерживание цен на продукцию, ограничивая доходы сельхозпроизводителей, 

негативно влияет на их производственную, инвестиционную и инновационную активность;

• отсутствие долгосрочных программ стимулирования сбыта и потребления сельхозпродукции на внутреннем рынке и чёткой политики в отношении агро-продовольственного экспорта;

• рост административного давления на аграрный бизнес, который зачастую является следствием стремления к самосохранению надзорных органов, а не обеспечением интересов государства и общества.

В текущем зерновом году аграрный бизнес оказался в ситуации неопределённости. Так, лишь в начале 2015 г были реализованы решения по субсидированию инвестиционных проектов, однако часть из заключённых кредитных договоров так и не была принята к субсидированию. Лишь в мае с.г. в Правительство РФ был внесён на рассмотрение нормативный акт об обратном выкупе зерна из интервенционного фонда, хотя Минсельхоз России декларировал такое решение еще в начале интервенционных закупок. На фоне второго за постсоветскую историю большого урожая зерна в кулуарах было принято решение о введении экспортных пошлин на пшеницу, нерациональность которого подтверждена решением об их досрочной отмене. Сохраняется неопределённость и в вопросе обязательности установки тахографов на технику, остаются нерешёнными вопросы рационального агрострахования и погектарных выплат и др. Все эти проблемы снижают доходность и подрывают стимулы к развитию у сельхозпроизводителей, но не оказывают должного влияния на удержание роста потребительских цен, т.е. действуют с точностью до наоборот заявляемым официальным целям.

Участники XVI Международного зернового раунда отмечают, что ряд принимаемых сегодня мер носят позитивный характер, однако считают, что необходимы системные меры по формированию новой конкурентоспособной агропродовольственной политики, требуется переработка Государственной программы и оперативное решение следующих задач:

• сохранить масштабы поддержки отрасли на 20162020 гг. в объёмах не ниже установленных Государственной программой;

• при введении вывозных пошлин на зерно и продукты его переработки предусмотреть прямые компенсации зернопроизводителям для компенсации выпадающих доходов;

• ввести мораторий на любые изменения нормативно-правовых актов, ухудшающих условия деятельности сельхозпроизводителей и пересмотреть законодательные акты, расширяющие контрольно-надзорные функции и создающие предпосылки для коррупционных отношений;

• отказаться от обезличенной поддержки технологической модернизации и перейти к поддержке по конечному результату хозяйственной деятельности -к производству конкурентоспособной продукции;

• разделить бюджетную поддержку на средства поддержки (для ограниченного перечня направлений сельскохозяйственной деятельности)и средства
развития, сконцентрировав финансовые и организационные ресурсы на прорывных направлениях, которые должны определяться не узким кругом чиновников и отдельных экспертов, а в ходе широкой открытой дискуссии экспертного и бизнес-сообщества. Для продвижения наилучших доступных технологий необходимо создать специальный Фонд развития АПК;

• обеспечить приоритет государственной поддержки конкурентоспособным хозяйствам;

• отказаться от политики сдерживания закупочных цен и введения экспортных ограничений на сельскохозяйственную продукцию без компенсации упущенной выгоды сельхозпроизводителям;

• перейти от прямых интервенций к залоговым операциям и к установлению минимальных гарантированных цен, что требует ускоренного принятия Федерального Закона «О зерновых товарных складах общего пользования»;

• принять нормативные акты для стимулирования процессов концентрации, включая поглощение эффективными производителями низкоэффективных хозяйств, дополняя эти меры созданием альтернативной занятости сельского населения;

• обеспечить поэтапный переход от единого сельскохозяйственного налога к общей системе налогообложения, сохранив все льготные режимы, предусмотренные для сельхозпроизводителей;

• снять ограничения на применение современных биотехнологий в сельском хозяйстве России, одновременно обеспечив защиту прав потребителей;

• установить в постоянном режиме пониженный уровень железнодорожных тарифов в целях снятия избыточного предложения зерна в регионах, удалённых от зон потребления;

• исключить требование обязательности установки тахографов на самоходную сельскохозяйственную, автомобильную и иную технику, перевозящую сельскохозяйственную продукцию;

• поддержать инициативы Деловой России по снятию административных барьеров и предложить в рамках Экспертного совета при Правительстве РФ сформировать рабочую группу по административным барьерам на агропродовольственном рынке;

• обеспечить переход на финансирование прикладных научно-методических работ и НИОКР на основе грантов, под гарантии их внедрения в практику;

• обеспечить целевую подготовку и переподготовку кадров для реализации современных технологий.

Участники XVI Международного зернового раунда обращаются к федеральным и региональным органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, зернопроизводителям,отрас-левым объединениям товаропроизводителей АПК, бизнес-сообществу с призывом консолидировать усилия в решении указанных задач и выражают уверенность в том, что реализация настоящих рекомендаций будет способствовать устойчивому развитию рынка зерна и агропродовольственного сектора страны, окажет положительное влияние на ход социальноэкономического развития и укрепление позиций России на мировом агропродовольственном рынке.