Россия,115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20.

+7 (495) 959-66-49 (редакция/бухгалтерия),
Эл. почта: khleb@khlebprod.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО О ЗЕРНЕ, МУКЕ И ХЛЕБЕ

Image

Российский союз пекарей

Информационное сообщение

Минпромторг РФ предлагает отменить все бонусы торговым сетям и ввести мораторий на запрет на год, разместив для общественного обсуждения проект поправок в Федеральный закон от 28.12.2009 г №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», который был принят Государственной Думой РФ в первом чтении 19.05.2015 г

Поправки, принятые Государственной Думой РФ, допускали лишь отмену всех дополнительных платежей и снижение ретробонусов с существующих 10 до 3% от суммы поставки. Учитывая, что Государственная Дума РФ может принять поправки не ранее осени, запрет на ретробонусы начнёт действовать только в конце 2016 г

Группа сенаторов и депутатов во главе с И.А. Яровой 21.01.2015 г внесла в Государственную Думу поправки в Закон «О торговле». Авторы предложили снизить максимально разрешённый размер ретробонуса, а также запретить любые дополнительные выплаты торговым сетям со стороны поставщиков. Что касается отсрочки платежей поставщикам, то она должна сократиться с 10 до 5 дней за скоропортящиеся товары, с 30 до 20 дней - за товары со сроком хранения до 1 мес и с 45 до 35 дней - за товары длительного хранения.

При этом поставщики считают, что торговые сети никогда не откажутся от своих доходов и, не важно, будут ретробонусы 3% или 0 или их переименуют в скидку, но торговые сети всё равно получат свои деньги. Проще запретить все бонусы, чтобы их не администрировать. Потенциально большая часть торговых сетей готова к нулевому ретробонусу. Что нулевой бонус, что снижение его до 3%, в любом случае - это радикальное изменение практики торговых сетей, которое потребует времени на перезаключение договоров, поэтому мораторий необходим.

Поправки в Закон «О торговле» вызвали жёсткую полемику. Комитет по экономической политике Государственной Думы РФ одобрил законопроект, несмотря на отсутствие официального отзыва Правительства и возражения представителя Минпромторга РФ. Параллельно в Минпром-торге РФ подготовили законопроект с более мягкими условиями для торговых сетей. Однако уже в начале июня 2015 г., после того как Государственная Дума приняла законопроект И.А. Яровой в первом чтении, заместитель главы министерства В.Л. Евтухов заявил, что Минпромторг РФ выступает за полный отказ от выплат ритейлерам со стороны поставщиков, уточнив, что эти изменения требуют переходного периода.

Российский Союз пекарей считает необходимым скорейшее согласование и принятие Государственной Думой проекта Федерального закона «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам антимономольного регулирования обеспечения продовольственной безопасности», так как сложившаяся правоприменительная практика Федерального закона №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в текущих условиях кризисных явлений в экономике России лишает предприятия оборотных средств и инвестиционных ресурсов, что, в свою очередь, приводит к прямой угрозе продовольственной безопасности страны в части формирования достаточных зерновых ресурсов на перерабатывающих предприятиях. Затягивание процесса принятия проекта входит в противоречие с Указом Президента РФ от 06.08.2014 г. №560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ», с Постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 г. №778 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 06.08.2014 г. №560», а также с Постановлением Правительства РФ от 17.09.2014 г. №950 «Об изменении и признании утратившим силу некоторых актов Правительства РФ».


Президент Российского Союза пекарей В.Л. Чешинский27.07.2015 г. принял участие в совещании во главе с директором Департамента регулирования агропродовольственного рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности Минсель-хоза России А.В. Сироткиным. Совещание было посвящено следующим вопросам: взаимодействия Депагропрома с отраслевыми союзами (ассоциациями), направленного на формирование и реализацию государственной политики и нормативноправовому регулированию рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; мониторинга и прогнозирования состояния агропродовольственного рынка; развития пищевой и перерабатывающей промышленности; технического регулирования.

По итогам совещания Депагропром Минсель-хоза России готовит предложения по формированию экспертных групп с участием представителей отраслевых союзов (ассоциаций), а также актуализирует информацию об отраслевых союзах (ассоциациях), размещенную на сайте министерства в сети Интернет.


1 1.08.2015 г. президент Российского Союза пекарей В.Л. Чешинский участвовал в рабочей встрече комиссии Общественной палаты РФ по вопросам АПК и развития сельских территорий, посвящённой теме «Вопросы оценки 

действующего механизма определения экспортных пошлин на зерно и выработке консолидированного мнения бизнес-сообщества по её корректировке или/и изменению подходов к регулированию экспорта зерна»*. На встрече также обсуждались особенности формирования ставок на перевозку зерна железнодорожным транспортом со стороны владельцев (операторов) вагонов.

По результатам состоявшейся рабочей встречи комиссия Общественной палаты РФ по вопросам АПК и развития сельских территорий и участники общественных слушаний считают необходимым
внести в действующие законодательные акты следующие изменения:

• обеспечить уровень рентабельности производства зерна 4-го класса не менее 40% во всех зернопроизводящих регионах;

• при расчёте суммы экспортной пошлины на пшеницу применять официальный курс Центрального банка РФ, устанавливаемый на дату оформления банком паспорта сделки, а не на день регистрации таможенной декларации;

• проводить мониторинг эффективности применения пошлин как регулятора внутреннего рынка зерна.
Анализ производства муки и хлеба в РФ в I полугодии 2015 г.
По данным Росстата РФ, в период с января по июнь 2015 г. в России было произведено 4 627,1 тыс. т муки из зерновых, овощных и других растительных культур, что на 2% больше, чем в 2014 г. за аналогичный период.

Производство пшеничной и пшенично-ржаной муки выросло на 1% и составило 4 213,5 тыс. т, производство муки из прочих зерновых культур -на 3% и составило 351,7 тыс. т.

По сравнению с 2014 г., производство муки в Центральном федеральном округе выросло на 7%, в Северо-Западном федеральном округе - на 2%, в Южном федеральном округе - на 6%, в Северо-Кавказском федеральном округе - на 7%, в Приволжском федеральном округе - на 6%. В азиатской части России и Крымском федеральном округе показатели производства муки снизились: в Уральском федеральном округе - на 6%, в Северном федеральном округе - на 6%, в Дальневосточном федеральном округе - на 72%, в Крымском федеральном округе на - 9%.

По объёмам производства муки в РФ 1 -е место занял Алтайский край, как и в прошлом году. За период
с января по июнь 2015 г предприятия края изготовили 501,7 тыс. т муки, что на 12% меньше, чем за аналогичный период в 2014 г На 2-м месте находится Челябинская область, на 3-м - Краснодарский край. В данных регионах производится главным образом пшеничная и пшенично-ржаная мука. Крупнейшим региональным производителем ржаной муки в РФ на сегодняшний день является Санкт-Петербург.

По данным Росстата РФ, производство хлеба в первом полугодии 2015 г. было стабильным. В 2015 г. с января по июнь российские хлебопекарные предприятия произвели 3,305 млн т хлеба и хлебобулочных изделий, что немного больше показателя (3,241 млн т) 2014 г. за тот же период.

Производство хлеба в Центральном федеральном округе вырос на 2%, по отношению к 2014 г., в Северо-Западном федеральном округе - на 5%, в Северо-Кавказском федеральном округе -на 1%, в Крымском федеральном округе - на 4%, в Уральском федеральном округе - на 1% и было уравновешено его снижением: в Южном федеральном округе - на 1%, в Северном федеральном округе - на 3% и в Дальневосточном федеральном округе - на 4%.
тыс. т 900

* C 01.07.2015 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ № 531 от 28.05.2015 г., определяющее уровень экспортной пошлины на пшеницу, которая составляет 50% минус 5,5 тыс. руб./т, но не менее 50 руб., т.е. при цене на пшеницу от 11 до 13 тыс. руб. пошлина носит фискальный характер, свыше - уже оказывает регулирующее воздействие.
тыс. т 590-,

570550530510490470
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь -2013 г. -2014 г. -2015 г.

Динамика производства хлеба и хлебобулочных изделий в РФ

Наиболее заметное увеличение производства хлеба, по сравнению с первым полугодием 2014 г., отмечено в Санкт-Петербурге и Московской области, которая занимает 2-е место по объёмам производства хлеба в РФ после Москвы.