Россия,115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20.

+7 (495) 959-66-49 (редакция/бухгалтерия),
Эл. почта: khleb@khlebprod.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО О ЗЕРНЕ, МУКЕ И ХЛЕБЕ

Image

Российский союз пекарей

О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ*

* Окончание. Начало в №6/2015, с. 16-17.

Государственная Дума РФ 19 мая 2015 г. в первом чтении одобрила Проект Федерального закона № 704631-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности». В настоящее время документ проходит стадию согласования.

Согласно Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г, утверждённой Указом Президента РФ от 12.05.2009 г № 537, продовольственная безопасность обеспечивается по основным продуктам питания, в том числе за счёт импортозамещения.

Доктриной продовольственной безопасности, утверждённой Указом Президента РФ от 30.01.2010 г № 120, в сфере производства и оборота сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия, необходимо осуществлять меры, в том числе направленные на совершенствование государственной торговой политики, регулирование рынков сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия, включая закупки для государственных нужд, обеспечивающие расширение спроса на продукцию отечественного производства.

В этой связи законопроект направлен на укрепление основ национальной продовольственной безопасности, активизацию дополнительных мер поддержки интересов отечественных производителей и противодействие недобросовестной конкуренции между хозяйствующими субъектами.

Уровень доступности сбыта отечественной продукции во многом зависит от деятельности торговых сетей. Сотрудничество так называемых «ритейлеров» с национальными и локальными производителями не только способствует увеличению потребительского настроения, но и выступает катализатором одного из важнейших сегментов внутренней экономической политики. Обеспечить качество, например, сельскохозяйственной продукции, гораздо проще при помощи локальных отечественных производителей, которые способны существенно снизить транспортные расходы и затраты на хранение, обеспечить поставку на прилавки торговых сетей свежей и качественной продукции. Также это создаст дополнительные условия для развития предпринимательской деятельности и расширения производства.

В целях противодействия, по сути, беспроцентному кредитованию торговых сетей в ущерб
интересам производителей, законопроектом предлагается уменьшить отсрочки оплаты по полученным от поставщика товарам. Наряду с этим, во избежание возможных уловок для задержек выплат за полученные товары, законопроектом определяется, что поставленные хозяйствующему субъекту товары подлежат оплате в установленный срок, исчисляемый со дня их фактического получения.

Как свидетельствует сложившаяся практика, зачастую национальным производителям под видом добровольных выплат навязываются дополнительные услуги, которые обременительны для поставщиков. Поэтому в законопроекте предусмотрено понятие «услуг по продвижению продовольственных товаров», а также установлен запрет на включение в договор поставки продовольственных товаров условий о совершении хозяйствующим субъектом в отношении поставленных продовольственных товаров указанных услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров, как и исполнение(реализация)такого договора.

Законопроектом также вводится ограничение на суммарный объём всех выплат поставщиком за продовольственные товары в пользу торговых предприятий, включая как плату за приобретение товаров, так и плату за их продвижение. Это позволит создать механизм, с одной стороны, не препятствующий торговым сетям оказывать услуги по стимулированию потребительского спроса на реализуемые продовольственные товары, а с другой - предотвращающий возможные злоупотребления.

Законопроектом предусматривается, что при расчёте суммарного объёма выплат в пользу хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, применяется «чистая» цена за приобретённые продовольственные товары (без учёта косвенных налогов). Такое требование не позволит искусственно увеличивать размер вознаграждения сетей, в том числе избирательно, что будет способствовать развитию конкуренции и защите интересов поставщиков.

Одновременно устанавливается сниженный размер совокупного вознаграждения торговых сетей в размере 3% от «чистой» цены приобретения продовольственных товаров, что будет способствовать снижению роста потребительских цен на продовольственные товары и защите интересов российских производителей.

Устранение дискриминационных практик в сфере торговли - важный элемент обеспечения национальной продовольственной безопасности и поддержки отечественного производителя. В этой 

связи, с учётом позиции ФАС России, изменения законопроекта к ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 г № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле) связаны с необходимостью установления чётких требований к хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность. Перечень недопустимых условий для договоров поставки продовольственных товаров в действующей редакции ст. 9 Закона о торговле является неполным. Условия, предлагаемые законопроектом в качестве запрещённых, при наличии их в договорах поставки продовольственных товаров, могут привести к ограничению конкуренции в сфере розничной торговли и ущемлению прав хозяйствующих субъектов.

В действующей редакции ст. 13 Закона о торговле является допустимым при подтверждении добровольности обоими контрагентами включение в договор поставки таких условий, как запрет на заключение договоров поставки продовольственных товаров с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими хозяйствующими субъектами на аналогичных или иных условиях, внесение хозяйствующим субъектом платы за изменение ассортимента продовольственных товаров и т.д.

За нарушение положений ст. 9 Закона о торговле предусмотрена ответственность ст. 14.41 и ст. 14.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП). Согласно примечанию 2 к ст. 14.42 КоАП, положения указанной статьи, устанавливающие административную ответственность хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, и хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, распространяются на лиц, входящих с ними в одну группу, в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон «О защите конкуренции»). Вместе с тем, в ст. 9 Закона о торговле подобная норма отсутствует. В целях устранения данного законодательного пробела ст. 9 Закона о торговле предлагается дополнить новой частью 14, закрепляющей данное положение.

В настоящее время складывается ситуация, при которой рыночная власть торговых сетей позволяет им манипулировать действиями поставщиков продовольственных товаров (за исключением крупных федеральных поставщиков) и заставляет поставщиков безоговорочно соглашаться на предлагаемые торговыми сетями условия, включая дополнительно возникающие издержки в цену товара.

В этой связи законопроектом предусматривается п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле изложить в новой редакции, установив запрет хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора и (или) не предусмотренные законодательством РФ. Аналогичный запрет уже установлен в пп. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», однако он распространяется на ограниченный круг хозяйствующих субъектов, а именно, на занимающих доминирующее положение на товарном рынке.
Законопроектом уточняется редакция п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле (в редакции законопроекта п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле) в связи с тем, что структура отношений договоров поручения и агентских договоров близка договорам комиссии, а последствия использования всех трёх видов указанных договоров при осуществлении оптовой торговли практически одинаковые.

Меры, предусмотренные законопроектом, направлены на борьбу со складывающейся негативной практикой навязывания торговыми сетями невыгодных для отечественных поставщиков условий путём заключения соответствующих «посреднических договоров».

Изменения, предлагаемые законопроектом для внесения в ст. 16 Закона о торговле, приводят указанные нормы в соответствие с Федеральным законом от 28.12.2010 г. № 411-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и уточняют, какие органы исполнительной власти осуществляют государственный контроль (надзор) за соблюдением хозяйствующими субъектами - участниками торговой деятельности, требований Закона о торговле.

Законопроектом также предлагается усовершенствовать механизмы административной ответственности за нарушение положений Закона о торговле.

В частности, сроки давности привлечения к административной ответственности по ст. 14.41 и по ст. 14.42 КоАП определяются в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП (в течение двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длительном правонарушении - со дня обнаружения).

Как показывает правоприменительная практика, при выявлении органами ФАС России вышеуказанных правонарушений зачастую не удаётся привлечь юридическое либо должностное лицо к административной ответственности в силу истечения срока давности.

За нарушения законодательства об основах государственного регулирования торговой деятельности законопроектом предусматривается увеличить срок давности с 2 мес до 1 года.

Следует принять во внимание, что аналогичный подход к исчислению сроков давности уже предусмотрен КоАП в отношении нарушений законодательства об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках.

Законопроектом также предлагается внести изменения в ст. 9 Закона о торговле и в диспозиции соответствующих статей КоАП, предусматривающих запреты и административную ответственность не только за включение условий, но и за исполнение (реализацию) данных условий.

Кроме того, за вышеуказанные правонарушения планируется наказывать не только в виде штрафов, но и в виде дисквалификации должностных лиц.

Государственная Дума 19.05.2015 г. в первом чтении одобрила Проект Федерального закона № 704631-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности». В настоящее время документ проходит стадию согласования.