Россия,115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20.

+7 (495) 959-66-49 (редакция/бухгалтерия),
Эл. почта: khleb@khlebprod.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО О ЗЕРНЕ, МУКЕ И ХЛЕБЕ

Российский союз пекарей

Российский зерновой союз

Биотехнологии – это требование времени

Производство и использование генно-инженерных продуктов в обеспечении питания населения представляет собой актуальную широкомасштабную проблему, которая не первый год находится в центре внимания страны. Эта неоднозначная тема вызывает споры как в государственных, так и в общественных структурах. Острейшая дискуссия длится около 30 лет. Обсуждение ведётся в научном, этическом и социально-экономическом планах.

Сторонники дальнейшего развития генной инженерии выдвигают свои аргументы, утверждая, что генная инженерия, по сути, занимается тем же, чем миллиарды лет занимается сама природа (т.е. создаёт варианты генов), создавая и отбирая в ходе эволюции генотипы биологических организмов. В природе в естественной среде существует перенос генов между различными организмами (особенно между микробами и вирусами), поэтому появление трансгенных организмов в биосфере ничего нового не добавляет. Приверженцы дальнейшего развития генной инженерии выступают против запрета исследований в области молекулярной генетики и категорически возражают против запрета биотехнологий, допуская при этом возможность ограничения или запрета отдельных исследований и технологических разработок по морально-этическим соображениям (например, опыты с клонированием человека) или в силу непредсказуемости последствий (против выпуска трансгенных микробов в открытую природу без проведения длительных лабораторных испытаний).

Противники генной инженерии высказывают опасения, что при свободном выпуске в биосферу трансгенных микробов, растений и животных, не участвовавших в эволюции наряду с «естественными» организмами, возникнут негативные последствия. Произойдет развитие и активизация дремлющих патогенных микробов с последующим возникновением новых, неизвестных болезней растений и эпидемий животных и человека. Выдвигается гипотеза о возможном новом витке экологической катастрофы, вытеснении существующих на сегодняшний момент природных организмов из их экологических ниш. На основе этого делается вывод о необходимости запрета не только генных биотехнологий, но и научных исследований в данной области. Уровень обсуждения потенциальной опасности ГМО в обществе и в СМИ поражает масштабностью и отчасти наивностью. Происходит некая подмена понятий. Так, ГМО зачастую путают с пищевыми добавками, консервантами, пестицидами, синтетическими удобрениями, к которым генная инженерия прямого отношения не имеет. На прилавках наших супермаркетов можно встретить группу товаров: соль, крахмал и даже воду с указанием на этикетке маркировки «без ГМО». Подобные дискуссии вводят в заблуждение потребителей, а реальные проблемы в области безопасности питания переводятся в плоскость спекуляций и искажения восприятия информации обществом. Как бы мы не спорили, чью бы сторону не принимали, очевидно, что проблема биобезопасности и ГМО давно уже вышла за рамки чисто научной.

Достижения научно-технического прогресса биологии и биотехнологии активно и успешно применяют в самых разных сферах, таких как здравоохранение, продовольственное обеспечение, сельское хозяйство, экология, энергетика. Примером успешного внедрения новых генно-инженерных технологий может служить одобренное специалистами и обществом применение таких биофармацевтических препаратов, как инсулины, интерфероны, вакцины, гормоны. В сфере сельского хозяйства на сегодняшний момент одной из основных задач, стоящих перед современной агробиотехнологией, является преодоление отрицательных последствий внедрения новых технологий – так называемой  «зелёной революции» ХХ в. Отрицательные последствия заключаются в том, что при использовании большого количества минеральных удобрений, пестицидов и инсектицидов в растениеводстве резко повысилась урожайность культурных растений. Это произошло за счёт истощения почвы и насыщения сырьевых продуктов нитратами и химикатами. В настоящее время упор делается на биологические методы как восстановления плодородия почвы, так и борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур, на переход от монокультур к поликультурам (что повышает выход биомассы с единицы площади сельхозугодий), выведение новых высокопродуктивных и обладающих другими полезными свойствами (например, засухоустойчивостью или устойчивостью к засолению) сортов культурных растений.

Следует отметить, что генно-инженерно-модифицированные растения (ГИМР) выращивают во многих странах мира, а пищевые продукты, содержащие ГМО, уже почти ежедневно входят в рацион питания миллионов людей. Этот неоспоримый факт свидетельствует о необходимости совершенствования существующего правового регулирования отношений в области новых генно-инженерных биотехнологий. Для решения данного вопроса именно государство на всех уровнях должно поддерживать и всемерно способствовать организации и проведению комплексных фундаментальных и прикладных исследований ГМО, иначе наша страна может окончательно отстать от передового мирового сообщества.

Важно усовершенствовать законодательную базу в области регулирования потоков ГМО и генно-модифицированных продуктов питания и гармонизировать национальные законодательства, в том числе и России, с законодательством Евросоюза в целях развития равноправной торговли со странами Западной Европы. Время требует и диктует необходимость создания государственной, независимой от производителя, эффективно работающей системы контроля наличия ГМО в растениях и продуктах питания в интересах экологической безопасности и здоровья нации.

В Российской Федерации на сегодняшний момент создаётся система государственного регулирования использования биотехнологической продукции, проводится работа по совершенствованию законодательной, нормативной и методической базы для медико-биологической оценки безопасности и контроля оборота пищевой продукции из ГМО. Так, в апреле 2012 г. председатель Правительства Российской Федерации утвердил Комплексную программу развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 г. Распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 г., а также Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 г.

В рамках реализации положений действующего законодательства и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2013 г. № 839 «О государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, а также продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы» Министерство сельского хозяйства совместно с профильными организациями и отраслевыми союзами ведёт разработку системы методических документов по агробиотехнологии. Российский Зерновой Союз активно участвует в работе над документами, один из которых рассмотрим подробнее. Это проект Методических рекомендаций по оценке биологической безопасности ГИМР, состоящий из четырёх основных этапов:

  • выявление и характеристика угроз, оценка экспозиции;
  • оценка риска при выпуске ГИМР в окружающую среду;
  • формирование планов и методов управления рисками, включая мониторинг;
  • принятие решения о биобезопасности ГИМР.

Проект документа предусматривает разделение процесса оценки риска выпуска генетически модифицированных растений в открытые системы и процесса принятия решения об их биобезопасности. Риск оценивает экспертное сообщество, а решение принимает уполномоченный государственный орган.

Методические указания распространяются на растения, полученные методами генной инженерии, а также на фрагменты таких растений, способные к репродукции, содержащие рекомбинантную ДНК. Методические указания предназначены для практического использования разработчиками ГИМР и организациями, уполномоченными Минсельхозом России на проведение полевых испытаний ГИМР на биобезопасность, комиссиями по генной инженерии в организациях и на предприятиях, экспертами, рабочими группами по биобезопасности, создаваемыми Минсельхозом России, а также заявителями, подающими заявки на государственную регистрацию ГИМР. Документ будет определять общие критерии оценки риска, возникающего при первом выпуске ГИМР в открытую систему на территории Российской Федерации и/или импорте ГИМР в целях выращивания, а также методологию получения достоверных данных, необходимых для оценки биобезопасности и построения стратегии управления риском. Методические указания предлагают общие подходы к снижению возможных рисков и предотвращению неконтролируемого распространения ГИМР при их использовании / испытаниях в открытых системах. Кроме того, подготовлена новая редакция единого глоссария (термины и определения) к методическим указаниям в сфере генно-инженерной деятельности.

Кстати, ни в одной стране мира нет отдельного единого органа, компетентного принимать решения по вопросам, связанным с безопасностью выращивания и использования ГМО в пищу. На сегодняшний день в России отсутствует целостность законодательства, регулирующего и подробно описывающего выпуск ГМО в окружающую среду. В то же время зафиксированы случаи неконтролируемого распространения генно-модифицированных продуктов на территории России, что говорит об определённых пробелах в законодательстве и диктует необходимость выстраивать в законодательной базе полноценную, работоспособную систему грамотного контроля. Однако до сих пор не вступил в силу проект Постановления «Об утверждении порядка государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, а также продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы». Вступление в действие указанного документа отложено до 1.07.2017 г. Таким образом, мы продолжаем закрывать глаза на существующую проблему о неконтролируемом распространении генно-модифицированных продуктов на территории России.

В заключение необходимо подчеркнуть, что именно законодательная база, современная, совершенная и гармонизированная в международном отношении, является основой для реализации достижений научно-технического прогресса и обеспечения потребностей населения в безопасной пище, сохранения здоровья нации. Это – требование времени.

Ю.Ю. Макогонова, директор Департамента технического регулирования РЗС

Рекламный блок:

XVII Международный зерновой раунд

«Рынок зерна – вчера, сегодня, завтра»

06–09 июня 2016 г., Геленджик

При поддержке Министерства сельского хозяйства РФ

Подробную информацию о предварительной программе, регистрации и условиях участия, спонсорской и информационной поддержке конференции можно получить по

тел.: +7 (495) 607-82-85; тел./факсу: +7 (499) 975-53-57

или по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.