+7 (495) 959-66-49 (редакция/бухгалтерия),
Эл. почта: khleb@khlebprod.ru
Телеграм: t.me/khlebprod
Российский союз пекарей 23
Подготовке кадров нужна системность
Круглый стол «Подготовка кадров для пищевой (хлебопекарной) отрасли: действующая система и новые реалии», организованный Российским Союзом пекарей (РСП), Международной промышленной академией (МПА) и «Санкт-Петербургским институтом управления и пищевых технологий» (СПИУПТ) и состоявшийся в рамках деловой программы «Продэкспо–2023» в столичном «Экспоцентре», заслужил самых высоких оценок.
Пожалуй, впервые в одном мероприятии были сфокусированы основные темы и проблемы кадрового обеспечения хлебопекарной отрасли – «Высшее и среднее образование» (сессию модерировала: О.А. Ильина, вице-президент РСП, ректор Международной промышленной академии), «Дополнительное профессиональное образование» (модератор – О.И. Пономарева, вице-президент РСП, ректор «Санкт-Петербургского института управления и пищевых технологий»). А также, непосредственно связанная с кадровым обеспечением тема «Профориентация молодёжи и популяризация хлеба» (модераторы – С.В. Краус и Д.В. Семёнов, вице-президенты Российского Союза пекарей и А.С. Романов, заведующий кафедрой пищевых производств Международной промышленной академии.
В мероприятии приняла участие О.Н. Хохлова, сенатор Российской Федерации.
Президент Российский Союза пекарей А.В. Лялин одной из главных причин кадрового дефицита именно в хлебопекарной отрасли назвал её низкую маржинальность: сложно конкурировать с более прибыльными отраслями, если у большинства компаний нет возможности предоставлять нужным им кадрам лучший соцпакет, высокую зарплату и жильё.
Более того, многие предприятия не выдерживают и объявляют себя банкротами в условиях сдерживания цен на конечную продукцию, отсутствия налоговых льгот, роста издержек, с переходом большинства поставщиков на предоплату и при практически полном отсутствии государственных программ поддержки отрасли, несмотря на её общепризнанную социальность. Кадровый дефицит на предприятиях составляет от 32 до 47%, средний возраст квалифицированных сотрудников – 60 лет. Вузы и сузы готовят специалистов долго (до 2,5 лет), и в недостаточном количестве. В основном выпускают дипломников, которых потом приходится переобучивать. Не хватает не только специалистов на производствах и технологов, а также бухгалтеров, знакомых с производственными процессами, IT-шников, инженеров и управленцев.
«Диплом есть, а знаний нет» – так о фактическом разрыве между тем, чему учат будущих сотрудников предприятий, и тем, что нужно самим предприятиям, сказала Н.П. Болгова, вице-президент РСП, генеральный директор тверского ЗАО «Хлеб».
О.А. Ильина, вице-президент РСП, ректор МПА, модератор 1-й сессии круглого стола, посвящённой высшему и среднему профессиональному образованию, озвучила одну из ключевых задач «Нам необходимо сформулировать запрос от бизнеса и оценить возможности образовательных учреждений по ответу на этот запрос».
А.В. Кучумов, ректор «Российского биотехнологического университета» обратил внимание на развивающееся в вузе направление подготовки специалистов по целевому обучению. Такие студенты не просто обязуются после окончания университета отработать минимум 3 года, но и весь период учёбы проходят практику на своих предприятиях, пишут курсовые работы и т.д. «В результате предприятие получает готового специалиста. Это действенный механизм, который принесёт свои результаты через несколько лет».
Д.С. Ковалев, проректор «Института развития профессионального образования» представил участникам круглого стола проект «Профессионалитет», который позволяет работодателям «пошагово отслеживать подготовку специалистов», чтобы в итоге получить то, что им требуется.
Г.И. Ананьева, директор «Владимирского экономико-технологического колледжа», рассказала о сотрудничестве учебного заведения с АО «Владимирский хлебокомбинат» по внедрению дуального обучения пекарей с включением студентов в производственные процессы.
Ещё один тренд – рост популярности дополнительного профессионального образования: особенно популярны краткосрочные программы переподготовки или повышения квалификации. Насколько это востребовано рынком? О.И. Пономарева, вице-президент РСП, ректор СПИУПТ, модерировавшая 2-ю сессию, посвящённую вопросам дополнительного образования, отметила, что запрос от работодателей на новые компетенции формируется каждые 5 лет. Проблемы – разный уровень входных знаний соискателей ДПО и высокая доля (38%) тех, для кого после переподготовки ничего в их профессиональной жизни не изменилось.
А.В. Молодцов, директор Департамента производительности труда, защиты и поощрения капиталовложений, проинформировал о том, что уже около 4,5 тыс. российских предприятий прошли через национальный проект «Бережливое производство» и, благодаря федеральным экспертам-консультантам, снизили издержки и повысили производительность труда.
Генеральный директор холдинга «Коломенский» рассказал о своих кадровых проблемах. Среди дефицитных позиций – наладчики оборудования и специалисты КИПиА: «У нас в холдинге 4 «киповца» – это из 7 тыс. А надо больше! Если даже нам – со средней зарплатой таких специалистов в 100 тыс. руб. – сложно их найти, то что говорить о менее крупных предприятиях?»
Активизацию процесса практического сотрудничества предприятий и учебных заведений признали необходимым все участники круглого стола. По словам О.А. Ильиной, образовательные учреждения активно переходят к «практикоориентированной парадигме».
Ещё одна важная тема, поднятая на круглом столе – популяризация хлеба и профориентация молодежи. С.В. Краус и Д.В. Семёнов – модераторы 3-й сессии, вице-президенты РСП, А.С. Романов, заведующий кафедрой МПА, проводившие брифинг по данной теме, уверены, что подобная практика крайне важна для всех предприятий отрасли во всех регионах страны.
Сенатор О.Н. Хохлова назвала задачу прививать уважение к хлебу – продукту номер один, важнейшей, и высоко оценила проекты предприятий по популяризации хлеба среди детей и молодежи.
В ходе 3-й сессии были широко представлены проекты, реализуемые ЗАО «Хлеб» (г. Тверь) и АО «Владимирский хлебокомбинат». Н.П. Болгова, генеральный директор ЗАО «Хлеб», вице-президент РСП, рассказала о летних каникулах 2022 г., во время которых 93 тверских школьника провели, работая на заводе: «Вы бы видели их лица, когда они получали первые зарплаты и первые почётные грамоты». Подробнее о проекте рассказала представитель предприятия С.С. Шилова.
К.А. Шевченко, руководитель службы маркетинга АО «Владимирский хлебокомбинат», представила формат хорошо известной ежегодной акции «Первоклассник». Накануне 1 сентября всем детям, поступающим в школу, дарят подарки и направляют приглашения принять участие в творческом конкурсе. Затем – конкурс, определение победителей, Шоу-концерт с награждением. За четверть века в акции приняли участие около 300 тыс. первоклассников. «Многие участники первых акций приводят сейчас на праздники своих детей и говорят, что им это запомнилось на всю жизнь».
Г. Усков, HR-директор АО «Владимирский хлебокомбината» рассказал ещё об одном проекте предприятия – о профориентации воспитанников детских домов, которая призвана помочь им погрузиться в социум, не оказаться потерянными после выпуска из детдома и получить профессию по душе. Есть планы сделать этот проект всероссийским.
«Необходимо объединить все эти мероприятия на площадке РСП в единую практику, сделать это системой», – считает А.В. Лялин, президент РСП.
Системность нужна и в целом, при формировании единой цепочки – высшее профессиональное образование – среднее профессиональное образование – дополнительное образование – профориентация.
Работа в этом направлении будет продолжена.