Информационное сообщение
9.12.2015 г. состоялось очередное заседание Правления Российского Союза мукомольных и крупяных предприятий, на котором были рассмотрены следующие вопросы: о предварительных итогах уборки урожая 2015 г. и обеспечении сырьём мельниц и крупозаводов; о результатах заседания Межведомственной рабочей группы по поддержке экспорта сельхозпродукции; о проекте Федерального закона «О зерне и продуктах его переработки»; об утверждении сметы доходов и расходов Союза на 2016 г. и др.
О предварительных итогах уборки урожая 2015 г. и обеспечении сырьём мельниц и крупозаводов доложил президент Союза А.И. Гуревич. По данным Росстата, на 9.12.2015 г. намолочено 108,7 млн т в бункерном весе при урожайности 24,7 ц/га (в 2014 г. – 25,2 ц/га); в зачётном весе это составит более 100 млн т. По прогнозу ООО «ПроЗерно», валовой сбор зерна в весе после доработки составит 103 млн т. Минсельхоз России корректирует эту цифру до 102 млн т зерна в зачётном весе. Исходя из общей оценки урожая, планируется объём экспорта около 30–32 млн т.
Пшеницы намолочено 64 млн т, в зачётном весе около 60 млн т. Урожайность пшеницы снизилась до 25,1 ц/га против 26,1 ц/га в 2014 г. Исходя из количества собранного зерна пшеницы, мукомольные предприятия должны быть полностью обеспечены сырьём. У Союза мукомолов вызывает беспокойство качество собранного в текущем году зерна, так как доля продовольственной пшеницы 3-го класса составляет лишь 34%, что недостаточно, если учитывать расход на семена и экспорт.
Было отмечено, что при ожидаемом валовом сборе ржи 2,6 млн т может возникнуть напряжение с обеспечением мельниц ржаного помола, так как доля зерна ржи 1-го и 2-го класса в новом урожае небольшая.
По таким крупяным культурам, как гречиха, рис и овёс в основном складывается нормальная ситуация.
А.И. Гуревич проинформировал членов Правления о результатах заседания Межведомственной рабочей группы по поддержке экспорта сельхозпродукции, состоявшейся 8.12.2015 г. По поручению Минсельхоза России, Союз подготовил мероприятия по увеличению экспорта мукомольно-крупяной продукции, но, к сожалению, муке и крупе на этом заседании было уделено недостаточно внимания. Минсельхоз России планирует разработку Стратегии по увеличению экспорта сельхозпродукции. Союз готовит предложения в этот документ.
В.Д. Погуляев и В.Е. Петриченко проинформировали членов Правления о проекте Федерального закона «О зерне и продуктах его переработки», опубликованном 2.09.2015 г. на сайте Правительства Российской Федерации. Разработчик проекта закона – Минсельхоз России, соисполнители – Минфин РФ, Минэкономразвития РФ, Минпромторг РФ, Минздрав РФ, Роспотребнадзор, ФТС России, Росстандарт.
Учитывая важность документа, Правление Союза направило письмо предприятиям-переработчикам зерна с просьбой ознакомиться с проектом закона и направить в Минсельхоз России и в Союз свои замечания и предложения.
К проекту закона проявлен активный интерес с учётом заявленного в нём «…признания зерна национальным достоянием Российской Федерации, одним из основных факторов устойчивости её экономики» (ст. 2).
Все участники обсуждения проекта закона высказали мнение, что такой закон необходим, но в него нужно внести их замечания и предложения.
В проекте определены методы государственного регулирования, порядок формирования федеральных и региональных отчётных и прогнозных балансов зерна и продуктов его переработки, порядок экспорта и импорта.
Предусмотрено включить в создаваемую единую государственную информационную систему следующую информацию:
- сведения о федеральном и региональных балансах зерна и продуктов его переработки;
- сведения о количественно-качественном учёте зерна и продуктах его переработки и другие важные показатели.
Согласно проекту закона, до 1.07.2016 г. хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере производства и обращения зерна, а также субъекты по переработке зерна должны подготовить сведения о себе для включения в соответствующий государственный реестр.
Проектом предусмотрено, что предоставление установленных законодательством Российской Федерации в сфере развития сельского хозяйства форм государственной поддержки хозяйствующим субъектам, не включенным в государственный реестр, не допускается.
Члены Правления Союза выразили мнение, что в Законе необходимо предусмотреть запрет деятельности по переработке зерна таким хозяйствующим субъектам.
Проектом предусмотрено, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере производства и обращения зерна и продуктов его переработки, обязаны размещать в сети Интернет сведения о членстве в саморегулируемых организациях и об участии их в компенсационных фондах саморегулируемых организаций.
По мнению членов Правления Союза, такая норма излишняя и не соотносится с основными задачами, которые должны решать хозяйствующие субъекты.
Обобщённые замечания и предложения направлены в Минсельхоз России с расчётом, что они будут учтены при доработке проекта закона.
Правление приняло решение о вступлении Российского Союза мукомольных и крупяных предприятий ассоциированным членом в Европейскую ассоциацию.
xx
x
Российский Союз мукомольных и крупяных предприятий неоднократно ставил вопрос об упорядочении процесса строительства и ввода в эксплуатацию предприятий мукомольно-крупяной промышленности, включая и мини-мельницы, так как кустарные производства неэффективны в экономическом отношении, производят небезопасную для потребителей продукцию в связи с примитивной технологией и отсутствием элементарного контроля производства.
С вводом в действие ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» появилась надежда, что предприятия по производству зерновых пищевых продуктов будут отнесены к группе предприятий с обязательной государственной регистрацией.
Поскольку данный вопрос пока не решён, Союз направил новому руководству Министерства сельского хозяйства РФ письмо следующего содержания:
«Не секрет, что хлеб может укрепить здоровье россиян, но может и, наоборот, сократить численность населения, подорвать здоровье нации.
В Российской Федерации муку и крупу вырабатывают как высокотехнологичные предприятия, так и слабо технически оснащённые кустарные производства. И, если первые могут обеспечить выполнение требований по безопасности пищевой продукции, то вторые, в большинстве своём, сделать этого не могут, прежде всего, из-за отсутствия производственно-технологических лабораторий – главного подразделения по круглосуточному контролю качества сырья (зерна), хода технологического процесса по его переработке и безопасности выпускаемой продукции. На этих производствах до минимума сокращена технологическая схема подготовки и переработки зерна, отсутствует оборудование для очистки зерна от вредных примесей растительного происхождения. По оценкам экспертов, на долю кустарных производств приходится примерно 40% всей вырабатываемой в стране муки, что составляет около 6 млн т!
Хлеб, выпекаемый из такой муки, небезопасен для здоровья населения из-за наличия в ней недопустимых количеств химических веществ, остаточных элементов от применения средств защиты растений, таких как ртуть, органические пестициды, микробиологические загрязнители и другие вредные примеси, которые, накапливаясь в организме людей, приводят к тяжёлым заболеваниям.
Поскольку в продовольственной корзине россиян доля хлебопродуктов остаётся высокой, высока и вероятность ухудшения здоровья населения в результате употребления небезопасной для здоровья мучной продукции.
В целях снижения таких рисков Российский Союз мукомольных и крупяных предприятий неоднократно вносил в соответствующие государственные структуры предложения, реализация которых позволила бы резко сократить вероятность попадания на рынок небезопасной продукции. В числе таких первоочередных мер – распространение на мукомольно-крупяные производства ст. 32 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции».
Принятие такого решения позволит провести государственную регистрацию всех производств, выпускающих муку из зерновых злаков, независимо от их организационно-правовой формы и объёмов вырабатываемой продукции. Продукция производств, не прошедших регистрацию, не сможет быть представлена на рынке.
Указанное предложение Союза было поддержано Минсельхозом России, однако, Минэкономразвития РФ дало отрицательное заключение, по-видимому, из-за нежелания тратить силы на трудоёмкие процедуры согласования в структурах Таможенного союза.
В целях обеспечения населения страны качественными и безопасными хлебопродуктами просим активизировать работу по распространению на мукомольно-крупяные предприятия действия ст. 32 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции».
Управление делами Российского Союза
мукомольных и крупяных предприятий