Россия,115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20.

+7 (495) 959-66-49 (редакция/бухгалтерия),
Эл. почта: khleb@khlebprod.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО О ЗЕРНЕ, МУКЕ И ХЛЕБЕ

Image

Российский союз пекарей

Правление Российского Союза мукомольных и крупяных предприятий

 

28.02.2018 г. состоялось очередное заседание Правления Российского Союза мукомольных и крупяных предприятий, в ходе которого были рассмотрены вопросы, связанные с работой Союза по согласованию требований Хартии в сфере оборота сельхозпродукции применительно к предприятиям мукомольно-крупяной отрасли, с льготным кредитованием предприятий отрасли, с итогами уборки урожая 2017 г. и обеспечения качественным сырьём мельниц и крупозаводов.

Ключевой темой стало обсуждение работы Союза по согласованию требований Хартии в сфере оборота сельхозпродукции. Об инициативах Союза, связанных с решением этого вопроса рассказал президент РСМКП А.И. Гуревич. В частности, он отметил, что с мая 2017 г. Союз ведёт активную работу по минимизации рисков при выработке ФНС критериев отбора поставщиков зерна предприятиями мукомольно-крупяной промышленности. Союз является постоянным участником совещаний с представителями ФНС России по вопросам формирования перечня критериев. Активное содействие диалогу предприятий отрасли с представителями Контрольного управления ФНС России оказывает Комиссия по развитию агропромышленного комплекса Общественной палаты РФ, которая предоставляет площадку для выработки решений.

На сегодняшний день принцип «давайте лучше по-хорошему, иначе будет по-плохому» государство решило применить в отношении сразу нескольких ведущих областей экономики. Это затронуло и зерновой рынок, который, по оценке налоговых служб, входит в Тор 20 самых теневых в России. Но дело в том, что с введением единого сельхозналога (ЕСХН), который был направлен на то, чтобы облегчить жизнь аграриям, создал проблему разрывов в цепи уплаты НДС участниками зернового рынка. Поэтому инициатива по изменению «правил игры» на зерновом рынке путём подписания Хартии в сфере оборота сельхозпродукции исходит от ФНС. Декларируемая ФНС цель Хартии – ликвидировать проблему разрывов в цепи уплаты НДС между сельхозпроизводителями и зернопереработчиками, плательщиками НДС. Представители отрасли уже не раз говорили об отсутствии у индустриальных мельниц какой-либо экономической целесообразности участия в схемах по уходу от уплаты НДС при закупках зерна.

Участие в Хартии накладывает на налогоплательщика ряд обязательств.

Зернопереработчикам самим необходимо проверять, насколько легально работают их контрагенты, в том числе, на предмет уплаты ими налогов. В ведомстве полагают, что имеющиеся в открытом доступе электронные ресурсы позволяют это делать. При этом плохо представляют количественный кадровый состав АУП предприятий отрасли и их экономические возможности.

Соблюдение требований Хартии по отбору контрагентов чревато для предприятий отрасли рисками в срыве закупок зерна, поскольку бо́льшая часть поставщиков не соответствует критериям оценки в соответствии с правилами Хартии. Сокращение поставщиков зерна ставит под угрозу снабжение хлебозаводов мукой со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В январе 2017 г., после проработки с предприятиями, Союз выступил с предложениями к ФНС России по формированию критериев, которым должны соответствовать поставщики зерна. Указав также, что выполнение данных условий позволит не только увеличить собираемость налогов, но и минимизировать риски срыва поставок сырья мукомольным и крупяным предприятиям.

ФНС рассмотрела предложения РСМКП и, частично приняв предложенные требования, выработала свой вариант подхода к выбору поставщиков, указав, что со своей стороны, готово оперативно проанализировать перечни поставщиков всех предприятий-членов Союза и выдать рекомендации по отбору добросовестных поставщиков.

Основная рекомендация ФНС – переход на прямые поставки сельхозпродукции от аграриев переработчикам или, при необходимости, через агента (в этом случае ФНС рекомендует покупать по агентским договорам без участия в расчётах). Агент находит сельхозтоваропроизводителя, применяющего ОСНО, переработчик заключает прямой договор с найденным сельхозтоваропроизводителем, а агенту выплачивается исключительно агентское вознаграждение за найденные объёмы зерна. Данные меры, по мнению ФНС, позволят исключить махинации с НДС со стороны недобросовестных участников рынка. На практике же действия ФНС по «обелению» зернового рынка выливаются в требование к зернопереработчикам своими силами проверять статус сельхозтоваропроизводителя, соблюдения им и всеми трейдерами в цепи режима налогообложения, выявления прав собственности на землю или долгосрочной аренды. Нам рекомендовано запрашивать у налоговой инспекции информацию о том, заявляли ли себя поставщики в качестве сельхозтоваропроизводителя, а также у Минсельхоза РФ о наличии их в базе сельхозтоваропроизводителей.

Идея ФНС России заключается в том, чтобы урегулировать рынок зернотрейдеров, убрав с него тех, кто является лишь цепочкой в мошеннических схемах по неуплате налогов и наносит ущерб государственному бюджету. Но трейдеры – это реальный и важный сегмент рынка. На сегодняшний день неясно, как действовать в тех случаях, когда зернопереработчик закупает зерно в других регионах, поскольку найти сельхозпроизводителя, готового осуществить погрузку в вагоны, крайне сложно. Также пока неясно, будут ли трейдеры работать на условиях агентских договоров? Всё это ведёт к риску сокращения числа поставщиков, что, в свою очередь, может привести к росту цен на мукомольно-крупяную и, соответственно, хлебопекарную продукцию.

Ряд положений правил при выборе контрагента в рамках Хартии несут признаки несоответствия требованиям антимонопольного законодательства России. К такому выводу пришли специалисты ФАС по результатам рассмотрения данного документа. Правила поведения при выборе поставщика выходят за рамки уже определённого Минфином России и ФНС России механизма обеспечения добровольной оценки рисков налогоплательщиками. Также антимонопольный орган не поддержал инициативу Общественной палаты РФ по размещению на сайте Хартии списка хозяйствующих субъектов, получивших налоговую выгоду. По мнению ФАС, это может создавать риски для хозяйствующих субъектов в части нанесения вреда их деловой репутации, что также является одним из признаков недобросовестной конкуренции и может привести к нарушению антимонопольного законодательства.

Со своей стороны, Союз готовит обращения в законодательные и исполнительные органы РФ о возможной угрозе срывов поставок зерна предприятиям мукомолья, в связи с соблюдением ими требований, установленных Хартией в сфере оборота сельхозпродукции при выборе поставщиков зерна.

Большое внимание Правление уделило обсуждению вопроса о льготном кредитовании предприятий отрасли. О работе Союза в этом направлении рассказал И.Н. Свириденко, вице-президент, управляющий делами Союза.

Он отметил, что деятельность Союза по льготному кредитованию явилась логическим продолжением работы Союза по решению вопросов субсидирования предприятий отрасли и возмещению задолженностей бюджета по выплатам субсидий за 2015 и 2016 гг.

С 2017 г. в России полностью изменилась схема финансовой поддержки предприятий АПК, что ещё более усугубило ситуацию с предоставлением льготных кредитов, поскольку не выполнялись законодательные положения, принятые в декабре 2016 г. Минсельхозом РФ. В апреле 2017 г. Союз направил письмо министру сельского хозяйства РФ А.Н. Ткачёву, в котором предлагался эффективный для бюджета путь изъятия с зернового рынка излишков продовольственной пшеницы. Для этого предприятиям отрасли требовалось 25 млрд руб. кредитных средств. Нагрузка на бюджет составила бы 1 млрд руб. для субсидирования уполномоченных банков, которые, в свою очередь, предоставили бы льготные кредиты мукомолам, но Минсельхоз РФ, не принял это предложение.

Ситуация с выделением льготных кредитов предприятиям отрасли сдвинулась с мёртвой точки в конце января 2017 г., после инициированного Союзом совещания, проходившем в Минсельхозе РФ, по обеспечению сырьём индустриальных мельниц. В мероприятии участвовали директора ведущих предприятий отрасли, представители РСМКП и руководство Минсельхоза РФ. По итогам встречи был сформирован перечень мукомольных предприятий, нуждающихся в льготном кредитовании.

По итогам очередного совещания в Минсельхозе России, проходившем в конце февраля 2018 г., на котором обсуждалась готовность мукомолов закупать пшеницу 3-го и 4-го класса приоритетно из Сибирского и Уральского федеральных округов, Минсельхоз РФ продекларировал возможность выделения мукомольным предприятиям 10 млрд руб. кредитных средств на льготных условиях.

В настоящее время Союз активно сотрудничает с Минсельхозом РФ по выработке механизма кредитования.

Правление Союза также обсудило итоги урожая 2017 г. и обеспечение качественным сырьём мельниц и крупозаводов, уровни цен на зерно и продукцию из него, их текущее состояние и прогнозы.

Правление отметило, что проблем с обеспечением предприятий отрасли мукомольной пшеницей нет. И хотя доля качественной пшеницы в общем валовом объёме производства не так высока, но за счёт общего объёма, в целом, продовольственной пшеницы в урожае 2017 г. достаточно.

Было отмечено, что в конце текущего сельскохозяйственного года может возникнуть напряжённость с обеспечением индустриальных мельниц зерном ржи. Это может привести к серьёзному росту цен на продовольственную рожь, при том, что цены на ржаную муку динамично снижаются и каждая тонна муки реализуется с убытком в 1000 руб. и более.

В немалой степени снижению цен на ржаную муку способствует массированная и не регулируемая поставка ржаной муки из Республики Беларусь. Белорусские экспортёры поставляют муку на российский рынок по ценам зерна ржи на внутреннем рынке РФ, что даёт им серьёзные конкурентные преимущества перед отечественными предприятиями. При этом органы государственного управления не желают регулировать поставки из союзного государства, несмотря на неоднократные обращения РСМКП. В результате, сельхозпроизводители России уже выводят рожь из севооборота, что происходит во многом из-за отсутствия мер экономического стимулирования производства ржи со стороны государства.

Правление приняло решение ещё раз поставить перед органами государственного управления вопрос о необходимости государственного регулирования поставок ржаной муки в Россию.

Участники отметили существующий огромный диспаритет цен на зерно (пшеница и рожь) и на мукомольную продукцию, ставящий мукомолов на грань банкротства. Принято решение информировать об этом Правительство РФ.