Россия,115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20.

+7 (495) 959-66-49 (редакция/бухгалтерия),
Эл. почта: khleb@khlebprod.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО О ЗЕРНЕ, МУКЕ И ХЛЕБЕ

Image

Российский союз пекарей

Итоги совещания в Министерстве сельского хозяйства РФ от 30.06.2016 г.

 

В Минсельхозе России 30.06.2016 г. состоялось совещание под руководством первого заместителя министра сельского хозяйства России Д.Х. Хатуова, посвящённое развитию хлебопекарной отрасли РФ.

В совещании приняли участие В.Л. Чешинский, президент Российского Союза пекарей, члены Правления РСП: А.П. КосованО.А. ИльинаН.П. БолговаО.И. ПономарёваВ.П. ФокинВ.Р. Головачёв, а также генеральные директоры некоторых хлебозаводов.

Для рассмотрения наиболее проблемных для хлебопекарной отрасли вопросов на совещание были приглашены: А.И. Овсянников, представитель Департамента развития секторов экономики Минэкономразвития России; А.Н. Лозовая, начальник отдела косвенных налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России; Е.В. Урюкина, заместитель начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России; А.В. СироткинВ.О. ВоликА.В. МажуринЕ.А. Куликова –представители Депагропрома и Депэкономики Минсельхоза России; С.А. Наумов, директор по работе с государственными органами власти Х5 RetailGroup

В повестку дня были включены следующие вопросы:

  • о внесении изменений в Федеральный закон от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;

  • о взаимодействии поставщиков хлебопекарной продукции с торговыми организациями сетевого ретейла. Предложения отраслевых предприятий по решению проблемы возвратов нереализованной продукции; 

  • о снижении налогов для хлебопекарных предприятий;

  • меры государственной поддержки хлебопекарных предприятий.

В начале совещания Д.Х. Хатуов сообщил, что министр сельского хозяйства РФ А.Н. Ткачёв поручил создать в ближайшее время в Минсельхозе России Департамент пищевой и перерабатывающей промышленности, который будет осуществлять практическую реализацию возложенных на министерство функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере пищевой и перерабатывающей промышленности.

Выступающие на совещании отметили, что на заседании Государственной Думы 24.06.2016 г. депутаты проголосовали за принятие проекта Федерального закона № 704631-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в третьем чтении и Кодекса РФ «Об административных правонарушениях». Принятый проектФЗ № 704631-6 не предусматривает полного запрета вознаграждений хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность. Совокупный размер вознаграждения не может превышать 5% от стоимости приобретённых продовольственных товаров, что на практике позволит хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность, получать иные виды вознаграждения.При этом хлебопекарные предприятия теряют на выплате сетевым торговым организациям различных видов вознаграждений порядка 50 млрд руб./год, что приводит к нарушению Постановления Правительства РФ от 17.09.2014 г. № 950 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». Если бы хлебопекарные предприятия, опираясь на законодательную базу, оставляли себе эти средства, то смогли бы вкладывать их в модернизацию и повышать эффективность производства. 

Выступающие отметили, что в принятом Федеральном законе хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, поставляющим продовольственные товары в торговые сети, запрещается навязывать контрагенту условия по возврату хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, не проданных по истечении определённого срока, за исключением случаев, когда возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством РФ. Такая противоречивая трактовка приведёт к различному толкованию понятия «возвраты» у представителей торговых сетей и производителей. 

Российский Союз пекарей продолжает настаивать на полном запрете возврата закупленного торговыми организациями хлеба и хлебобулочных изделий. Менеджеры торговых сетей по закупкам должны нести ответственность за количество заказываемого у производителей хлеба. Ведь практически весь хлеб, возвращённый из торговых сетей, выбрасывается, а это безнравственно. По оценкам экспертов, страна ежегодно теряет около 3 млн т высококачественной пшеницы и ржи только за счёт неправильного использования, реализации в торговых организациях и возврата производителю хлеба.

С мая 2016 г. на элеваторах и мелькомбинатах ощущается острый дефицит качественного зерна, пригодного для хлебопечения. Во многих регионах полностью отсутствуют запасы обдирной и сеяной ржаной муки, а также их страховые резервы. В настоящее время ржаная мука поступает только из Республики Беларусь. В результате, за последние несколько месяцев всё это привело к сложнейшей ситуации, связанной с ценообразованием на зерно, муку и хлебопекарную продукцию. По сравнению с началом 2016 г., выросли цены:

  • на зерно – на 28%;

  • на пшеничную муку – в среднем на 15%;

  • на ржаную муку – на 71%;

  • на сырьё (конфитюры, сливочное масло) – на 70,7%, в том числе на маргарин – на 27,3%, на сахар-песок – на 11,2%;

  • на упаковочные материалы – до 40%;

  • тарифы по коммунальным платежам (электроэнергия, газ, вода) – индексируются;

  • тарифы на транспортные услуги (ГСМ, зарплата, масла, оплата за использование автомобильных дорог) – на 30%. 

При этом торговые сети категорически отказываются повышать цены на хлеб и хлебобулочные изделия, ссылаясь на то, что хлеб относится к социально значимым товарам. Как результат, по данным Росстата, с января по май 2016 г. в России было произведено 2,7 млн т хлеба, что на 2,3% меньше, чем за аналогичный период 2015 г. По сравнению с прошлым годом, производство хлеба снизилось во всех федеральных округах, кроме КФО: ЦФО (– 1,2%), СЗФО (– 0,6%), ЮФО (– 6,8%), СКФО (– 0,3%), ПФО (– 1,6%), УФО (– 2,6%), СФО (– 4,3%), ДФО (– 4,6%). В Крыму объём выпечки хлеба вырос на 11,2%.

Правительство РФ оказывает значительную поддержку различным отраслям АПК (например, на развитие мясного и молочного животноводства, свиноводства, производства пива), однако производители хлеба вынуждены нести огромные экономические потери, сдерживая рост цен на хлеб и практически лишая отрасль возможности развиваться. И как следствие, рентабельность многих хлебопекарных предприятий по производству массовых сортов хлеба составляет 1%, или даже имеет отрицательное значение, в результате чего многие предприятия находятся на стадии банкротства или уже разорены.

В соответствии с Федеральным законом № 467-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» был расширен перечень организаций, относящихся к сельхозтоваропроизводителям, но для хлебопекарных предприятий данное решение не дало стабилизирующих последствий. С учётом вышеперечисленного и в целях обеспечения динамики развития хлебопекарной отрасли Российский Союз пекарей считает необходимым принять на федеральном уровне следующие меры:

  • распоряжением Правительства РФ отнести крупные хлебопекарные предприятия к сельхозтоваропроизводителям в целях распространения на них мер государственной поддержки по субсидированию части затрат из федерального и регионального бюджетов;

  • инициировать принятие изменений в Федеральный закон № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» в части предоставления хлебопекарным предприятиям субсидий на инвестиционное перевооружение для закупки производственного оборудования в размере существующего процентного субсидирования сельхозтоваропроизводителей на приобретение сельскохозяйственной техники, а также субсидирования не менее 80% учётной ставки ЦБ по инвестиционным кредитам;

  • инициировать принятие изменений в Налоговый кодекс и другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах:

  • принятие нулевой ставки НДС для ввозимого на территорию РФ хлебопекарного оборудования;

  • снижение до нулевой ставки налога на прибыль для хлебопекарных предприятий, осуществляющих инвестиционное перевооружение на срок действия инвестиционных кредитов;

  • отнесение хлебозаводов к малым и средним предприятиям не по численности работающих, а по существующим критериям выручки, так как низкий уровень технического оснащения ведёт к высокой степени использования ручного труда, например, среднеотраслевой коэффициент производства 1 т хлебобулочных изделий составляет 14,3 чел./т. Принятие данного изменения позволит осуществить переход малых по производительности хлебопекарных предприятий на упрощённый режим налогообложения с освобождением от уплаты НДС;

  • регламентировать отраслевую целевую программу «Развитие хлебопекарной промышленности Российской Федерации на 2014 – 2016 годы» и воплотить её в жизнь в период до 2020 г.;

  • инициировать принятие Закона «О хлебе» в РФ, в котором установить основы правового регулирования и полномочия в области обеспечения населения РФ качественным и безопасным хлебом, предусмотреть поддержку добросовестных производителей хлебопекарной продукции и научное обеспечение хлебопекарной отрасли.